Храм Воскресения Словущего в Карамышево

Наше время – это особенное время, когда мы возвращаемся к духовным ценностям, утраченным в начале 20-го века. Строятся новые храмы и восстанавливаются разрушенные. Поэтому тема исследования представляется на сегодняшний день очень актуальной.  

Объектом нашей   поисковой группы стал небольшой сельский храм-церковь Воскресения Словущего в Карамышево. Сначала мы изучили карту Касимовского района и выяснили его местонахождение. Село Карамышево расположено на расстоянии 21 километра от города Касимова. В «Историко-статистическом описании церквей и монастырей Рязанской епархии» село упоминается с двойным названием – «Карамышево, Воскресенское тож.». «Карамышь» по-татарски означает сторожевой пункт. Что же касается второго названия, то в документах есть упоминание о существовании в селе «Воскресенском, Карамышево тож» Воскресенской церкви. Нас заинтересовало и необычное название храма. Оказалось, что 13 сентября по старому стилю православная церковь вспоминает торжество по случаю обновления и освящения храма Воскресения Христова, сооруженного святыми равноапостольными царем Константином Великим и матерью его царицей Еленой. В России праздник обновления храма в Иерусалиме почему-то назывался Воскресение Словущее. А “словущий” означает “так называемый”, то есть не настоящее воскресение, а слывущее за таковое.Посвящение в честь Воскресения Словущего — традиционное для кладбищенских храмов. В них отпевали своих родных и близких непосредственно перед погребением. Изучив интернет материалы мы узнали, что обиходное название церкви - Воскресенская. Она была основана в   1-ой пол. XVIII века. Кирпичный храм был построен в 1773-1784 на средства помещиков С. И. Маматова и В. А. Тарбеева. Здание типа восьмерик на четверике с неравногранным восьмериком и декором в духе барокко. Трапезная с Одигитриевским приделом перестроена в конце XIX – начале ХХ вв. Закрыта церковь не позже 1930-х годов.  

23 ноября 2016 года наша поисковая группа совершила экскурсию к месту исследования. Маршрут проходил через деревни: Беркеево, Ахматово и Темгеево. В первую очередь нас удивило местонахождение храма. Он расположен в стороне от села, на краю крутого оврага среди леса. Сразу же бросились в глаза, застывшие перед входом в храм , надгробные плиты, на которых ещё сохранились надписи о захороненных здесь в период 19- начала 20 веков жён священников и псаломщиков: Анны Ивановны Смирновой, Пелагеи Павловны Титовой, Александры Афанасьевны Шостьиной и других. При входе в храм находится деревянный поклонный крест.Поклонные кресты ставились на Руси в местах разрушенных храмов. Мы думаем, что это символ надежды на восстановление святыни. В настоящее время церковь, выстроенная из красного кирпича, находится в полуразрушенном состоянии . Внутри храма мы увидели потёртости от фресок, чудом уцелевший небольшой фрагмент деревянной рамы иконостаса и чуть заметные старинные граффити- начертания на стенах, разобрать которые нам не удалось. О попытках восстановления храма говорят размещённые на стенах новые иконы.                                                                                  Получить дополнительную информацию о храме мы решили у жителей села. Оказалось, что там проживают на данный момент только две семьи. Нам удалось пообщаться с Меньковой Еленой Викторовной, которая рассказала нам , что в настоящее время заботу о храме проявляет отец Арсений, священник из деревни Поповка. А каждый год 16 сентября в храме проходит служба в, память   священномученика Ильи Касимовского, на которую собираются прихожане из соседних окрестностей. Позже мы выяснили, что это Илия Васильевич Бажанов.  Отцу Илие, пришлось служить в селе Карамышево. Здесь он за усердную многолетнюю службу Церкви Христовой удостоен сана протоиерея. О Свято-Владимирской церковно-приходской школе с. Карамышева Касимовского уезда, в которой он тогда работал, много говорили и писали. Эта школа была действительно гордостью не только прихода, но и всей епархии. Здесь заботились о детях: учили, давали бесплатные книги, проводили интересные встречи. После революции духовенство было отстранено от преподавания в тех школах, которые были открыты в свое время священниками. Но многие батюшки продолжали встречаться с молодежью, говорить проповеди. Это делал и отец Илия. Протоиерея Илию Васильевича Бажанова арестовали 20 августа 1937 года, а 16 сентября расстреляли. Мы считаем, что история  храма будет неполной, если  сегодня не вспомнить  священнослужителей, которые несли свет Веры Христовой жителям окрестных селений. Здание школы и сейчас в полуразрушенном состоянии сохранилось в селе.

Благодаря этой работе мы получили   возможность почувствовать  духовную связь с прошлым и ответственность за будущее.

                       Учащиеся МБОУ «СШ №4»: Камшилова Алина

                                                                            Воробьёва Анастасия

                                                                           Решетникова Екатерина

                     Учитель истории МБОУ «СШ №4» Кондрашова Наталия Юрьевна

С сайта Духовно–просветительского центра во имя священномученика Матфия Касимовского

myFlickr