День памяти священномученика Николая Касимовского в Вознесенском кафедральном соборе г.Касимова.

13 августа в день памяти священномученика Николая Касимовского (Правдолюбова), в Вознесенском кафедральном соборе г.Касимова была совершена Божественная Литургия. Богослужение совершил клирик  собора и настоятель Троицкого храма с.Селищи протоиерей Михаил Щерчков

Пел хор Вознесенского кафедрального собора под управлением регента Ольги Щерчковой.

По сугубой ектинии была совершена молитва о мире на Украине.

 

 

 

 

 

 

myFlickr

***

Житие священномученика Николая Касимовского.

Священномученик Николай Касимовский родился 30 апреля 1892 года в городе Касимове. Он происходит из старинного священнического рода Правдолюбовых. У деда его — священника Авдия Семеновича Правдолюбова и бабушки — Екатерины

Ивановны, урожденной Пальмовой, 6 апреля 1862 года родился сын, которого нарекли Анатолием. Это и был отец священномученика Николая, также получивший от Господа мученический венец.

В 1886 году Анатолий Правдолюбов переехал в Касимов и женился на дочери настоятеля Покровского храма села Макковеево протоиерея Андрея Дмитриева — Клавдии Андреевне. В этом счастливом браке появилось на свет 12 детей: восемь сыновей

и четыре дочери. Благочестивая и дружная семья воспитывала своих детей в глубокой вере в Бога, в готовности пойти за Ним до конца, в труде, в любви друг к другу.

По окончании гимназии и Касимовского духовного училища Николай учился в

Рязанской духовной семинарии, которую окончил в 1913 году. Затем был определен на должность учителя в церковно-приходскую школу села Селищи Касимовского уезда, у протоиерея Михаила Дмитрева, который приходился ему двоюродным братом и тоже сподобился мученического венца - был расстрелян в 1937 году.

Началась Первая мировая война. В 1914 году Николай был мобилизован и направлен в

Алексеевское военное училище, а в 1916 году его отправили на фронт.

Во время одной из атак немцев он был отравлен газом. Последствия отравления сказывались на его здоровье всю жизнь: травма была такой, что половина лица даже пот не источала. В результате этого ранения он попал в госпиталь, где в 1917 году по состоянию здоровья был демобилизован из армии и вернулся в Касимов.

Несмотря на то, что во время боевых действий Николай был контужен и отравлен газами во время одной из атак противника, он в чине подпоручика дослужил до 1917 года. В конце 1917 его демобилизовали по состоянию здоровья. После Октябрьского переворота новая богоборческая власть вскоре установилась и в Касимове. Смена власти в городе прошла относительно мирно, правда, несколько солдат-революционеров утонули в бочках со спиртом на местном водочном заводе.

В 1919 году Николай Анатольевич женился на Пелагии Ивановне. У них было пятеро детей: Татьяна, Николай (умер вскоре после рождения), Алексей, Елена, Николай.

С 1919 года Николай Анатольевич был мобилизован в ряды Красной Армии. Он служил в составе 4-й Армии и исполнял должность начальника инженерного снабжения 31-й Туркестанской стрелковой дивизии.

Его направили под Оренбург, где в составе 4-й Армии он служил инженером и заведовал снабжением. После взятия Уфы направлен на юг против армии Деникина. Там он заболел тяжелым возвратным тифом и в 1921 году был демобилизован.

Вернувшись в родной город, Николай Анатольевич стал начальником паспортного стола, но и здесь отношения с новой властью у него не сложились.

20 января (по ст.ст) 1922 года Николай Правдолюбов был рукоположен в сан священника и назначен настоятелем храма в честь Усекновения главы пророка Иоанна Предтечи и Крестителя Господня села Данево Касимовского уезда, где до этого служил его отец - священномученик Анатолий. О. Анатолию пришлось уехать из Данева, потому что Успенский храм в Касимове оказался под угрозой закрытия, ввиду якобы аварийного состояния и отсутствия священника.

Это было тяжелое время. Дом и храм сгорели и были отстроены заново. О гонениях того времени свидетельствует запись священномученика Николая в «Летописи о церкви», оставленная им во время его служения:

«И мне, иерею недостойному, Господь Бог благословил по­служить в сем святом храме. Служение началось при исключительно неблагоприятных условиях — голод, тиф, религиозный индифферентизм пасомых, нападки безбожников и сектантов...

В 1924 году Комиссией по изъятию церковных ценностей было взято из храма: 1. Дарохранительница серебряная позлащенная. 2. Потир с полным прибором серебряный позлащенный. 3. Крест серебряный напрестольный. 4. Евангелие малое серебряное. 5. Серебряный оклад с большого Евангелия (ныне бархатнаго). 6. Кадило серебряное.

С 1926 года стало замечаться пробуждение религиознаго сознания прихода. В сем же году представилась возможность на добровольные пожертвования начать ремонт храма — была покрашена крыша храма, обшиты стены и свод церковный, ремонтирована и пополнена ризница. Храм к общей радости всех верующих принял прежний благолепный вид.

В августе 1927 года, ко дню храмового праздника Усекновения Главы Предтечи Христова Iоанна, возобновлен был весь иконостас, масляной краской покрашены стены и свод Предтеченского алтаря и реставрирована живопись в алтаре. Этот ремонт произведен был исключительно на добровольные пожертвования прихожан, из церковнаго ящика не было затрачено ни одной копейки.

Писал сие непосредственный заместитель протоиерея Анато­лия Правдолюбова, прослуживший в сем храме с 20 января 1922 года по 20 сентября 1927 года (старого стиля),

Священник НИКОЛАЙ ПРАВДОЛЮБОВ».

В 1927 году храм был закрыт, и о. Николаю с семьей пришлось опять переехать в Касимов. Из-за угрозы закрытия и отсутствия священников, его определили служить в Пятницкой церкви Казанского женского монастыря города Касимова.

По свидетельству отца Николая «к нему очень часто обращаются верующие, получившие исцеления у могилы Царевича Иакова, с просьбами отслужить зау­покойные всенощные и панихиды на могиле Царевича Иакова, а также благодарственные молебны пред Чудот­ворной иконой Казанской Божией Матери. При этом верующие искренно просят помощи и молитв Цареви­ча Иакова и го­рячо благодарят его за оказывае­мые им милости и благодеяния. Многие записы­вают имя Царе­вича Иакова в свои помина­ния.»

«Мно­го раз слышал отец Николай и рассказы самих исцелившихся о чудесных исцелениях, полученных ими по молитвам Царевича Иако­ва. Особенно в большом количестве собираются палом­ники к могиле Царевича Иакова в день кончины его 7/20 января на Собор Предтечи Христова Иоанна.

Нужно сказать, что в прежние годы велись записи чудес и исцелений, совершившихся на могиле Цареви­ча Иакова по его молитвам, но записи эти, к сожалению, оказались утерянными.»

Матушка Акилина, к сожалению, малограмотна и по­тому не имеет возможности записывать те чудесные ис­целения, которые постоянно совершаются на ее глазах по молитвам Царевича Иакова.

Тем не менее она просит получивших исцеления за­писать об этом в тетрадку, и люди грамотные иногда за­писывают. Записи эти носят краткий характер. Со времени настоятельства отца Николая эти записи стали более подробны и  стали носить  протокольный характер.

Матушка Акилина, этот верный страж и хранитель часовни Царевича Иакова, говорит, что перед ее глаза­ми прошло очень большое количество исцелений по молитвам Царевича Иакова.

По словам матушки Акилины, исцеления соверша­ются иногда моментально, иногда больной, получив облегчение, поправляется от своей болезни постепен­но, в течение двух-трех дней, недели. Исцеления совер­шаются как в самой часовне, так и на домах болящих,— в тех случаях, когда больные не в состоянии подняться с постели. В часовне обычно больные молятся, прикла­дываются к гробнице, покрываются покровом, который всегда лежит на гробнице, помазываются маслом из неугасимой лампады, горящей перед гробницей. Больные, не имеющие возможности придти в часовню, молятся на дому, покрываются покровом, принесенным им с гробницы Царевича Иакова, помазываются маслом из его неугасимой лампады.

В письме Анатолия Сергеевича Правдолюбова к  Геннадию Николаевичу Нефедову, повествуется о том, как Касимовское городское духовенство во время ссылки монахинь в Казахстан (c 1931 по 1934 г), каждое воскресение вечером соборно служило в монастыре [Пятницкой церкви]  Всенощное Бдение с проповедью и акафистом перед главной святыней Казанской иконой Божией Матери.

В 1933 году в соседнем Никольском храме случилась кража. Воры сдвинули святой престол в главном алтаре с места, и согласно церковным правилам его пришлось устанавливать и освящать снова. Освящение состоялось благочинным 1-го Касимовского округа протоиереем Анатолием Правдолюбовым, в числе сослужащих был отец Николай.

В конце июня 1933 года иерей Николай, его матушка Пелагия Ивановна и его брат мученик Владимир Анатольевич, не побоялись составить жизнеописание почитаемой всеми страдалицы, предприняли путешествие в Анемнясево, чтобы лично встретиться с Блаженной Матроной и собрать всё необходимое в своей книге. Рукопись содержала также жития двух под­вижников благочестия города Касимова: царевича Иакова, жившего в XVII веке, и Петра Отшельника, современника преподобного Серафима Саровского побывали у старицы Матроны Анемнясевской

В 1934 году основная работа над книгой была закончена. Для того, чтобы исправить все недостатки, рукопись давалась на прочтение не только родным, но и знакомым. Один из знакомых и отнес эту рукопись в НКВД.

Летом 1935 года в селе Белькове было заведено дело, название которого звучит зловеще — «попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой». Началось оно с доноса одного из жителей города Касимова на священника Николая Правдолюбова

— в связи с рукописью книги, подготовленной к печати им и его братом Владимиром. По этому делу было арестовано десять человек.

28 июня 1935 года его арестовали вместе со старшим братом, протоиереем Сергием, и его сыном Анатолием. Приговор — 5 лет заключения в ИТЛ. Для отбывания наказания их направили в Северный край: с 1935 по 1937 год они находились в Соловецком лагере особого назначения.

Про этот период почетный настоятель Никольского храма г.Касимова протоиерей Владимир Правдолюбов, сын священноисповедника Сергия свидетельствует: «Надо сказать, что и наши арестованные очень чувствовали поддержку, Божию поддержку и людей тоже. Вот, например, очень тяжело было в Бутырках. Там и мучили их, страшные меры физического воздействия к ним применяли. И не только физического. Дело в том, что для отца Николая (это мой дядя и крестный) что-то организовали такое в соседней камере, что он слышал голоса своей жены и детей. И решил, что они тоже арестованы.

У него было повреждение: он участвовал в первой мировой войне и попал под газовую атаку, а в Бутырках получилось нечто вроде помрачения рассудка. И слава Богу, что они попали на Соловки вместе с папой. Папа [священноисповедник Сергий Правдолюбов] как-то сумел его убедить, что его дети и жена на воле и живы.»

За годы, проведенные на Соловках, о. Сергий, о. Николай и Анатолий дважды подробно прочли Новый завет (кроме Апокалипсиса). В первый раз читал и толковал только о. Сергий, во второй раз – по очереди о. Николай и Анатолий, а о. Сергий следил и, где надо, поправлял.
С 1937 года по июль 1940 года они отбывали наказание — в Медвежьегорсклаге (Карельская ССР). В лагере, находясь на лесоповале, отец Николай был тяжело ранен падающим деревом: была раздроблена скула и сдернута кожа с головы. По милости Божией он выздоровел.

После ареста отца Николая семья жила очень тяжело, на работу не брали. Стирали белье и рубашки на дому, получая скромные средства; большим подспорьем были коза и походы в лес за грибами и ягодами, а также огород. Но он располагался на песчаном месте, поэтому, чтобы что-то уродилось, растения надо было обильно поливать. Источник же воды находился очень далеко, и приходилось ее приносить в ведрах на коромысле. От этого у Елены, дочери отца Николая, сильно болела спина, что, в конце концов, вызвало травмы в позвоночнике, а в старости привело к сгорбленности.

Отбыв срок, священник Николай Правдолюбов вернулся в родную Рязанскую епархию.

Для дальнейшего служения в августе 1940 года его направили в кладбищенскую церковь во имя Всех святых поселка Елатьма. По просьбе прихожан он три месяца исполнял в этом храме обязанности псаломщика, а после упокоения прежнего настоятеля не сразу решился начать священнослужение и стать его преемником: знал наверняка, что будет вновь арестован. Но храм могли закрыть, поэтому отец Николай Правдолюбов, уступая просьбе верующих, обратился за советом и благословением к своей матери. Клавдия

Андреевна Правдолюбова долго молилась и все-таки благословила своего сына на служение, а в тех обстоятельствах значит — и на смерть.

О. Николай перенес много скорбей от некоего Ушакова. Еще один «доброжелатель», Кимвалов, хотел устроиться на место псаломщика в храме, а о. Николай не желал давать ему это место, потому что этот человек имел непреодолимую тягу к спиртному. Тогда он сказал о. Николаю: «Я тебе устрою!» и стал писать жалобы и доносы на настоятеля властям.

Здесь вспоминаются Евангельские строки сказанные Спасителем: Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.

Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. (Мф 10:18-20)

В январе 1941 года отца Николая вновь арестовали и 26 февраля 1941 года препроводили

в Рязань. Рязанский прокурор отправил его обратно. Суд в Касимове назначили на 17 мая 1941 года, но потом отложили до 28 июня. Должна была состояться выездная сессия Рязанского суда. Но началась Великая Отечественная война, и прокурор не приехал. Местный касимовский прокурор Сатаров вынес суровый приговор по статье 58 п.2. Что конкретно инкриминировалось, сейчас трудно восстановить.

Елена Николаевна, дочь священномученика, вспоминала о процессе: «На суде… свидетельствовала некая умалишенная женщина Маша-Курша. (умалишенной она стала после того, как лжесвидетельствовала против священноисповедника Сергия Анатольевича Правдолюбова в 1935 году; кажется у нее был сын, которого она назвала «Сталин»)

И вот она на суде выступала, что-то говорила, обвиняла о. Николая, а он на все это судье ответил:

— Как вы ей можете верить, вы же видите, что она больная, просто невменяемая?!

— Нет-нет, мы верим, она ничего не больная.

— Ну, если она вменяемая, значит вы невменяемые…

И судье это очень не понравилось».

Отец Николай сильно страдал — сказывались последствия отравления во время газовой атаки в годы Первой мировой войны, травм от упавшего дерева в концлагере. Решением суда отца Николая должны были отправить опять в Рязань.

Вот что рассказала его дочь Татьяна: «Мы с мамой в тюрьму передачки носили, он нам из

окошка махал, по ночам папу водили на допросы, а мы подговорили конвойных, и они давали нам несколько минут по дороге поговорить (тюрьма и НКВД находились в разных зданиях) Потом и это прекратилось. Мы по утрам караулили, когда его повезут в Рязань, чтобы попрощаться хоть издалека, и «прокараулили».

Рано утром ему надели мешок на голову (скорее всего, это связано с тем, что о. Николая долго и сильно били — до такой степени, что показывать его было нельзя), отвели на пристань, посадили на пароход и увезли. А потом мы узнали, что его убили во дворе рязанской тюрьмы 13 августа 1941 года».

Иерея Николая Правдолюбова расстреляли с нарушением обычных правил. А в оправдание этого беззакония был составлен специальный акт за подписями всех ответственных лиц.

24 июля 1959 года Начальник отдела УКГБ при СМ СССР по Рязанской области П. Малиев не мог дать никакого ответа об отце Николае. Велел обратиться в Областной суд. Там сказали и карандашом проставили на обороте прошения дату, свидетель­ствующую о том, что о. Николай был расстрелян 13 августа 1941 года.

Священник Николай Анатольевич Правдолюбов реабилитирован 28 августа 1992 года.

Определением Священного Синода от 27 декабря 2000 года иерей Николай Правдолюбов причислен к лику святых новомучеников. Потомками из рода Правдолюбовых ему были составлены тропарь и кондак.

Память священномученику Николаю Касимовскому совершается 31 июля / 13 августа, в день его мученической кончины, в Соборе новомучеников и исповедников Российских XX века, в Соборе Соловецких святых и в Соборе Рязанских святых.

Тропарь, глас 4

И нpавом пpичастник, / и пpестолом наместник апостолом быв, / деяние обpел еси, богодухновенне, / в видения восход, сего pади слово истины испpавляя, / и веpы pади постpадал еси даже до кpове, / священномучениче Николае, // моли Хpиста Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 4

Во святителех благочестно пожив, / и мучения путь прошед, / идольския угасил еси жертвы, и поборник быв твоему стаду богомудре. / Темже тя почитающе тайно вопием ти: / от бед избави ны присно твоими молитвами, // отче наш Николае.

Источники:

1. Житие священномученика Николая Правдолюбова на сайте Касимовской епархии. Составитель Протоиерей Сергий Правдолюбов.

http://kaseparh.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=18:2011-11-13-20-43-41&catid=4:2011-11-08-06-53-10&Itemid=5

2. Житие священномученика Николая Правдолюбова //МОЯ ЖИЗНЬ — ХРИСТОС, И СМЕРТЬ — ПРИОБРЕТЕНИЕ. Новомученики и исповедники земли Рязанской. ХХ век. Патерик. Рязань. 2012г. с.202-205

3.Николай Правдолюбов, сщмч., Владимир Правдолюбов, мч. Блж. Иаков, царевич

Касимовский. М., 2005

4. ВОСПОМИНАНИЯ ПРОТОИЕРЕЯ ВЛАДИМИРА ПРАВДОЛЮБОВА 2007. Материал сайте библиотеки Якова Кротова.

http://krotov.info/acts/20/1960/pravdolyubov.htm

5. Статья об истории храма, на сайте Никольского храма г.Касимова

http://nikolokas.cerkov.ru/istoriya-xrama/  

6. Житие священноисповедника Сергия Правдолюбова с сайта Касимовского городского благочиния

http://www.kasblag.ru/index.php/852-bozhestvennaya-liturgiya-v-nikolskom-khrame-g-kasimova-v-den-pamyati-svyashchennoispovednika-sergiya-pravdolyubova