Касимовские мученики

Matfiy KasimovskiyДвадцатый век подарил православному миру много святых. Они кротко и вместе с тем строго  взирают на нас с икон, а их судьбы мы узнаем не только из житий, но и из писем и воспоминаний современников. Есть такие святые и в нашем городе Касимове.

 Когда я жил у бабушки и дедушки [в Касимове], - рассказывает в письме отец Анатолий Правдолюбов, прошедший лагеря и перенесший от новой власти многие притеснения, – к ним ходил один соборный батюшка отец Матфей Рябцев. Я хорошо его помню. Он был редкой доброты и потом сделался священномучеником. Его расстреляли в первые годы революции и, как потом выясняется, просто так, под горячую руку, или для острастки остальных».

Отец Матфей Рябцев происходил из священнической династии. Он был назначен служить в Вознесенский собор города Касимова в сентябре 1905 года. До этого времени избирался депутатом на училищный и епархиальный съезды, а также нес послушание противораскольнического миссионера.

Батюшка заведовал Касимовской одноклассной церковно-приходской школой и был в ней и в мужской гимназии законоучителем. С апреля 1907 года отец Матфей – по выбору – товарищ духовного следователя в Касимовском округе, затем его избрали в правление Касимовского духовного училища. Был он и председателем ревизионной комиссии Касимовского отделения епархиального училищного совета, а затем и членом правления попечительства о бедных учениках Касимовского духовного училища. Во время первой мировой войны отец Матфей стал безвозмездно служить в городском лазарете и духовно окормлять раненых.

В семье отца Матфея и его супруги Любови Павловны в это время было шестеро детей.

1 ноября 1918 года во время митинга мобилизованных в городе Касимове выстрелом из толпы был убит выступающий перед ними военный комиссар Илюшкин. Это стало поводом к началу восстания в уезде. Мобилизованные, разойдясь по волостям, поднимали крестьян против новой власти. Волнениями было охвачено 9 волостей. Подавление восстания сопровождалось расстрелами. Арестовали и отца Матфея. Есть разные мнения о причинах ареста: он укорял знакомого ему комиссара Кокорева за личную жестокость, за протесты против расстрелов у стены собора и просто потому, что он был авторитетным священником в городе. Об уважении к нему народа так рассказывал сын соборного старосты Сергей Андреевич Иванов: «Бывало, постом к отцу протопопу (т. е. главному священнику города) – три человека на исповедь; к отцу Иоанну (Петропавлов – второй соборный священник) человек двадцать, а к отцу Матфею (он был младшим священником собора) – больше сотни!»

Солдаты, пришедшие его арестовать, предложили спрятаться, но священник отказался и пошел с ними на казнь. Солдаты не стали стрелять в любимого многими батюшку. Это сделал лично командир карательного отряда Кокорев.

«О поведении о. Матфея в момент расстрела говорят по-разному: одни – что он благословлял своих убийц рукою, как положено священникам; другие - что он проклял Кокорева. Третья версия объединяет первые две: он сказал Кокореву: «Как человек я тебя проклинаю, а как священник – благословляю», – написал в своей книге «Религиозная история г. Касимова» протоиерей Владимир Правдолюбов.

Приговор был приведен в исполнение у стены городского кладбища. Тела убитых были переброшены через забор и закопаны в общей могиле. На этом месте верующие поставили крест с надписью: «Протоиерей соборной церкви Рябцев о. Матфей». А батюшка был простым иереем, народ сам его возвеличил в этот сан.

Узнав о расстреле, от Кокорева сразу же ушла жена, а сам он смертельно заболел  волчанкой и попал в больницу. Лицо его было изуродовано страшными язвами.

Его мучили подкожные черви, больные не могли находиться рядом с ним из-за и ужасного зловония. Он лежал в отдельном помещении и кричал от невыносимых страданий: «Отец Матвей, прости меня!». По воспоминаниям старых касимовских священников, он так и не успел раскаяться: приглашенный тайно священник застал его в бреду и не смог ни исповедовать, ни причастить. Касимовцы восприняли это как Божью кару за расстрел отца Матфея. До сих пор эти два имени связаны между собой: Кокорев похоронен около собора, где служил благочестивый священник, а рядом с кладбищем, местом погребения батюшки, проходит улица, названная именем карателя.

Вместе с отцом Матфеем был расстрелян священномученик Николай Даневский (Динариев) за то, что отслужил напутственный молебен бунтовщикам, которые шли через Данево на Касимов. Об этом сельском батюшке-мученике известно очень мало. Он был необычайно трудолюбив. Храм, где он служил, был полностью украшен благодаря его стараниям. Но он еще имел и неустанное попечение о душах прихожан, своим примером прививая твердость в вере. Примером тому может служить случай, произошедший с его прихожанкой, родившейся и выросшей в Данево. Когда к ней в дом ворвались большевики и под угрозой расстрела потребовали снять икону Николая угодника, она отказалась. Отказалась, несмотря на то, что в доме остались бы одни двенадцать малолетних детей. Большевики удивились ее смелости и ушли. Никого не тронули и во второй раз, лишь забрали все скудное продовольствие из ее дома.

После его кончины дело по благоукрашению храма пророка Иоанна Предтечи достойно продолжили еще два мученика – это священномученики Анатолий и Николай Правдолюбовы.

В деревне Лощинино в очень неудобном и непрестижном помещении не так давно была открыта церковь, – рассказывает протоиерей Владимир Правдолюбов. – Я, грешным делом, про себя пороптал на наше священноначалие по поводу ее открытия. Но потом вдруг вспомнил историю места, где теперь совершается служба, и увидел в этом событии указание Божие на память об очень интересном человеке».

Этот дом раньше принадлежал местному купцу Павлу Никитичу Парфенову. На первом этаже была торговая лавка. Жители деревни в основном работали на фабрике за мизерную зарплату. Особенно трудно было многодетным, поэтому они брали у купца в долг, записывая сумму в тетрадь. Не раз бывало, что должнику нужно было отдавать почти всю получку. А купец говорил: «Э-э, брат! На что же ты жить-то будешь?», – и вычеркивал долг из тетради да еще и конфет давал – гостинец ребятишкам. Милосердие Парфенова отзывалось благодарностью рабочих.

Во время осеннего бунта 1918 года часть мятежников шла через Лощинино в Касимов. И, хотя жители деревни не принимали участия в восстании, к ним прибыл отряд карателей-латышей. Они согнали жителей и хотели расстрелять каждого десятого. Местный Совет убедил в невиновности деревенских, тогда каратели набросились на купца. Они заставили его бежать по деревне и стегали ногайками, а потом, вволю натешившись, застрелили.

Сам Парфенов был причислен к лику святых как мученик Павел Митинский. А Митинская церковь, где он был старостой, заново освящена, и там проходят службы.

Подготовила Марина. ЛЕБЕДЕВА

 

Православная духовно-просветительская газета «Благовест» Ноябрь 2013г. №11