Касимовское городское благочиние

Божественная Литургия в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых в земле Российской просиявших в Вознесенском Кафедральном соборе г. Касимова

IMG 22014 июля, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых в земле Российской просиявших, в Вознесенском Кафедральном соборе г. Касимова была совершена Божественная Литургия, которую возглавил клирик собора протоиерей Симеон Правдолюбов.

В богослужении так же принял участие клирик собора диакон Иоанн Правдолюбов.

Пел хор Вознесенского Кафедрального собора г. Касимова под управлением регента диакона Николая Правдолюбова.

По окончании богослужения протоиерей Симеон Правдолюбов обратился со словами проповеди к прихожанам храма.

/фоторепортаж/

***

Собор всех святых, в земле Русской просиявших, празднование Русской Православной Церкви, посвященное памяти всех русских святых

Празднуется во второе воскресенье после праздника Пятидесятницы

Идея соборного празднования памяти русских святых появилась в середине XVI века, после прославления сонма русских святых на Московских Соборах 1547 и 1549 годов. Первая служба в честь "новых российских чудотворцев" была составлена Григорием, иноком суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, и предназначалась для пения 17 июля; этот день стал первоначальной датой празднования Собора русских святых. Служба переписывалась в рукописях, но не вошла в печатные московские издания богослужебных книг XVI-XVII веков. С конца XVIII века она издавалась старообрядческими типографиями. После XVII века это празднование сохраняется только в старообрядческой среде и совершается в неделю (т. е. в воскресенье) после памяти пророка Илии (20 июля). Последование включает тропарь 3-го гласа: "Пречестная верста Богом возлюбленная, отцы преблаженнии", кондак 8-го гласа, на подобен "Яко начатки": "Яко благочестия проповедники и нечестия обуздатели", канон 8-го гласа, ирмос: "Песнь возслем, людие", нач.: "Вси песньми духовными, иже постом просиявшая". По певческим рукописям с XVII века известны распетые стихиры (славники) из этой службы. Набор из славников (обычно 6) устойчиво приводится в рукописях поморской традиции (Певческие книги. 2001).

Около 1643 года иером. Мелетий Сириг, протосинкелл Константинопольского патриарха, по просьбе митр. Петра (Могилы) написал службу "преподобным отцам Киево-печерским и всем святым, в Малой России просиявшим", т. е. украинский аналог службы в честь всех русских святых. В конце 1640-х годов по образцу службы иером. Мелетия соловецкий иером. Сергий (Шелонин) написал службу "всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим" (известна по единственной рукописи XVII века - РНБ. Сол. 877/987). Несмотря на названия, службы иеромонахов Мелетия и Сергия посвящены не только преподобным, но и святым, прославленным в других ликах; названия обусловлены тем, что обе службы составлены по образцу службы в честь всех преподобных отцов в Сыропустную субботу. Большого распространения в богослужебной практике последования, составленные иеромонахами Мелетием и Сергием, не получили.

Помимо гимнографических произведений, для службы русских святых создавались четьи тексты. Так, инок Григорий Суздальский написал "Похвальное слово" в честь новых чудотворцев, иером. Сергий (Шелонин) - "Похвальное слово русским преподобным".

Современное празднование всех святых, в земле Российской просиявших, было установлено по решению Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. На заседании 7/20 августа был заслушан доклад проф. Б. А. Тураева о праздновании памяти всех святых, новых чудотворцев российских. В докладе был сделан краткий обзор истории службы новым российским чудотворцам, приведены примеры подобных служб (ветхозаветным праотцам, преподобным афонским и др.) и предложено восстановить празднование памяти русских святых в воскресный день после памяти всех святых недели по примеру памяти афонских подвижников, отмечаемой на Св. Горе. Заслушав доклад, Собор определил восстановить празднование дня памяти всех рус. святых в первое воскресенье Петрова поста, а соответствующее последование (основанное на последовании инока Григория, но исправленное и дополненное Высшим Церковным Управлением) напечатать в конце Цветной Триоди. Статьи были переданы в Редакционный отдел Собора и приняты с небольшими поправками 13/26 августа]. Дополнение и исправление службы было поручено Тураеву и иером. Афанасию (Сахарову).

Служба была почти полностью переписана, из старой осталось лишь несколько песнопений. Первоначальный вариант службы издали брошюрой гражданской печати в Москве в 1918 году; издание отличалось большим количеством опечаток. Иером. Афанасий (Сахаров)редактировал службу в продолжение всей жизни. Следующее издание ее вышло в Москве в 1946 году. Окончательный текст службы, более полный по сравнению с текстом первых изданий, был выпущен в составе Миней, подготовленных Московской Патриархией в 1978-1989 годах. Служба имеет много особенностей, обусловленных желанием иером. Афанасия выделить ее в круге праздников Русской Православной Церкви; она включает избыточный гимнографический материал, что позволяет со всей полнотой совершать ее как в воскресный, так и в будний день. Некоторые особенности составленной иером. Афанасием службы не вполне традиционны: поименное перечисление всех русских святых на литии не имеет аналогов в древних службах (а после прославления сонма новомучеников на Архиерейском Соборе 2000 года стало практически неосуществимым), соединение трех величаний, обращенных к Богу, Божией Матери и ко всем русским святым, не находит соответствия в Типиконе.

Помещенное в Минее последование включает тропари 8-го гласа: "Якоже плод красный Твоего спасительного сеяния" и 4-го гласа: "Иерусалима вышняго гражданы"; кондак 3-го гласа, на подобен "Дева днесь": "Днесь лик святых, в земли нашей Богу угодивших"; канон утрени 8-го гласа (ирмос: "В чермнем фараона с колесницами погрузил еси", нач.: "Вси в песнех духовных воспоим согласно"); малый молебный канон, составленный по подобию молебного канона Богородице 8-го гласа (ирмос: "Воду прошед яко сушу", нач.: "Многими содержими напастьми, к вам прибегаем"); более 10 самогласнов, 3 цикла подобнов, а также циклы стихир на литии, на вечерне и на елеопомазании в конце утрени, включающие подобны всех гласов. Паремии вечерни: Ис. 49:8-15, Сир. 44:1-14, Прем. 3:1-9; Евангелие утрени: Мф. 4:25-5:12; чтения литургии: прокимен из Пс 15, Кол. 3:20-4:3 (или Евр. 11:33-12), аллилуиарий со стихами Пс 43, Лк. 12:32-40 (или Мф. 4:25-5:12), причастен Пс. 149:4; помимо прочего, в состав службы входят особые тропари на блаженнах.

Служба пользуется большой популярностью (хотя, как правило, некоторые ее части - молебное пение накануне, ряд песнопений и др. – на практике сокращаются или опускаются), некоторые ее тексты (напр., стихиры подобны "Земле русская") вошли в число наиболее известных и любимых в Русской Церкви.

 

Тропарь, глас 1

Я́коже плод кра́сный Твоего́ спаси́тельнаго се́яния,/ земля́ Росси́йская прино́сит Ти, Го́споди, вся святы́я, в той просия́вшия./ Тех моли́твами в ми́ре глубо́це// Це́рковь и страну́ на́шу Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.

Ин тропарь, глас 4

Иерусали́ма Вы́шняго гра́жданы,/ от земли́ на́шея возсия́вшия/ и Бо́гу во вся́цем чину́ и вся́ким по́двигом угоди́вшия,/ прииди́те, воспои́м, ве́рнии:/ о, всеблаже́ннии земли́ Росси́йския засту́пницы,/ моли́теся ко Го́споду,/ да поми́лует сию́ от гне́ва Своего́,/ исцеля́я сокруше́ние ея́,// и ве́рныя лю́ди Своя́ уте́шит.

 

О празднике по материалам сайта православной энциклопедии «Древо»

Поиск по сайту

Икона дня

Календарь

Архипастырь

vladyka

Карта благочиния

karta

Система Orphus