Слово Касимовского протоиерея Димитрия Иоанновича Федотьева, в день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери.

2Братия-христиане! Нынешнее празднество в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери установлено в память избавления Русского государства в 1612 году заступлением Царицы Небесной от власти и нашествия поляков. Пользуясь тем, что тогда царский род Рюриковичей, потомков равноапостольного князя Владимира, совсем было пресекся и явилось на Руси совершенное безначалие со всеми ужасными его последствиями, поляки задумали завладеть и едва не завладели Русским государством. Москва, это сердце России, а с ней чуть не полцарства Московского, были уже в руках поляков, объявивших своего ставленника, королевича Владислава, католика по вере, царем Московским. Имя Владислава как царя русского стало уже поминаться во многих московских и иногородних храмах православных, к смущению преданных православной вере предков наших.


       К счастью русского народа, поволжские города Нижний Новгород, Казань и другие были еще свободны от всех невзгод и нестроений тогдашних, свободны и от вторжения в них поляков. И вот, руководимые незабвенными в истории России гражданами нижегородскими, Мининым и князем Пожарским, они не замедлили явиться на помощь погибавшему отечеству. Они собрали ополчение и, отправляясь в поход против поляков, взяли с собой Казанскую икону Божией Матери, незадолго перед тем обретенную и прославившуюся многими чудотворениями.
       Когда ополченцы с низовых городов приблизились к Москве, здесь по распоряжению духовной власти назначен был всему войску и народу трехдневный пост с молебствием пред чудотворным Казанским образом Пресвятой Богородицы о помиловании погибающего отечества. Преподобный Сергий Радонежский известил в сонном видении архиепископа Арсения, бывшего в плену у поляков в занятом ими Московском Кремле, что Господь по молитвам Божией Матери и святителей Московских Петра, Алексия, Ионы в следующий день низложит врагов и возвратит первопрестольный град Москву в руки соотечественников. Эту радостную весть святитель Арсений какими-то путями сумел сообщить воинству российскому, стоявшему у стен Кремля. Ободренные этим известием, воины, упавшие было духом от неоднократного безуспешного штурма твердыни русской, в 22-й день октября смело пошли с Казанской иконой Божией Матери вперед, на штурм Кремля, и скоро без особого труда взяли его и изменников русских – сообщников поляков. Вскоре после этого и все отечество наше было очищено от поляков.
       И вот, в память этого-то события – чудесного спасения нашего отечества от засилья поляков заступлением Царицы Небесной – и было установлено на все времена празднование в честь Казанской иконы Божией Матери в нынешний день.
       1Братия-христиане! Тяжело жилось в старые годы предкам нашим: то татары несколько столетий не давали им покоя, занимая и разоряя целые области нашего государства, пленяя царей и простолюдинов, жен их и детей, налагая на страну непосильную дань; то поляки, то северо-западные шведы, то французы, также занявшие Москву в 1812 году. Но не погибла Святая тогда Русь; напротив, еще больше окрепла и как бы закалилась в бою с врагами.
       Умели предки наши и биться со врагом, умели находить себе и союзников. И союзники эти – Царица Небесная, Московские святители Петр, Алексий, Иона, Филипп, Преподобный Сергий Радонежский и другие угодники Божии. Умели они блюсти свою святую веру православную – и не только блюсти, хранить ее, но и открыто, безбоязненно, несмотря ни на какие лишения, исповедовать ее пред всеми. Умели они и собою жертвовать, и своим достоянием для блага и спасения Родины! Так, например, нижегородский гражданин Козьма Минин, собрав народ, так говорил ему: «Станем за Святую Русь, за дом Пресвятой Богородицы (Большой Успенский собор в Московском Кремле), за чудотворцев Петра, Алексия, Иону, Филиппа; не пожалеем имения своего, не пожалеем ничего – продадим дворы наши, заложим жен и детей, но освободим отечество».
       И действительно, почти все отдавали и свои силы, и свою жизнь, и свое имущество для великого дела – спасения родины от нашествия врагов. Недаром тогда так часты бывали и чудотворения! Стоили их предки наши: свято хранили они свою веру православную, благодушно и мужественно переносили лишения и тяготы жизни, подкрепляемые святой православной верой.
       А мы и во время тишины и благоденствия часто бываем недовольны своим положением: ропщем на Бога, на судьбу, когда жизнь наша складывается не по-нашему; забываем страх Божий – это начало всякой премудрости; не заботимся о сохранении христианской нравственности и благочестия – об исполнении заповедей Божиих; а ныне, к великому несчастью, многие даже веру свою православную оставляют: одни ради прибытков земных, ради мнимого благополучия и довольства материального отрекаются от Бога, от Церкви Святой, от веры своей православной; а другие, ради тех же соображений – не терпеть лишений в жизни, если и веруют еще, то стыдятся исповедовать свою православную веру – боятся или стыдятся посещать храм Божий, носить на персях своих знамя христианства – Крест Христов, иметь в своих домах святые иконы, участвовать в Таинствах Церкви, нарушают, как правило, посты и другие постановления Святой Церкви Православной. Удивительно ли после этого, что нас и нашу страну постигают стихийные и другие бедствия?
       Несмотря на неисчислимые знамения милости Божией заступлением Царицы Небесной и других святых, подобных воспоминаемому нами ныне событию избавления нашего отечества от иноверцев и иноплеменников, эти неверные, богоотступники, больше, чем Богу, поверили отвергающим бытие Бога, бессмертие духа, загробную жизнь и воздаяние, наличие в Святой Церкви очищающей нас от всякого греха и спасающей благодати Святого Духа, сообщаемой нам в Таинствах Церкви, и все, что составляет сущность христианской веры. Не последовали они за Христом, призвавшим их словами: Веруйте в Бога, и в Меня веруйте (Ин. 14, 1), не поверили они Христу, сказавшему: Аз есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6).
       Мне ли, немощному и грешному, они поверят, что есть Бог, Творец и Промыслитель мира; есть в человеке дух бессмертный, этот образ Вечного Бога; есть загробная нескончаемая жизнь, блаженная для праведников – верующих и благочестивых и мучительная для грешников нераскаянных; есть в Церкви спасающая благодать Святого Духа, сообщаемая всем верующим и кающимся через пастырей Церкви, исправляющая всякое недостоинство по милости нашего Искупителя Бога, желающего всем человеком... спастися, и в разум истины приити (1 Тим. 2, 4).
       Поэтому к вам, братия-христиане, к вам, верующие в Бога и не стыдящиеся исповедовать эту свою веру открытым участием в молитвах церковных, я обращаю увещание святого Апостола Павла: ...стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся (1 Кор. 16, 13), подобно славным богоносным предкам нашим! Стойте в вере, чтобы быть достойными небесного заступления Царицы Небесной, особо дерзновенной Покровительницы сего храма Ее имени! И Господь избавит нас молитвами Пречистой Своей Матери от всяких бед и напастей, спасет и помилует нас, яко Благ и Человеколюбец! Аминь.

Протоиерей Димитрий Федотьев († 1952)
22 октября / 4 ноября 1931 года, город Касимов

Из журнала Московской Патриархии.