Отрывок из завещания священноисповедника Сергия Правдолюбова
Пришло время поста, скажем - Великого. Семь недель почти пятьдесят дней нельзя есть скоромного. Первая неделя, Крестопоклонная и Страстная - особо строгий пост, нельзя вкушать даже с постным маслом. Трудно? Очень. Особенно в середине и второй половине поста. Плоть корчится, протестует, требует, чтобы ее накормили до отвала. А ты принудь себя, одержи верх над телом, проведи весь пост как следует. И если одолеешь себя - вот и первый твой подвиг!
Настало время молиться? Принудь себя - вот и подвиг!
Надо идти в церковь, тяжело, удерживает и то, и это, отвлекает то одно, то другое? Вооружись, оставь все и иди - вот и подвиг !
Долго поют, тяжело стоять? Удержи себя до конца службы, дождись отпуста - вот и подвиг !
В церкви нет охоты молиться, холодность на сердце ? Поклонами, вниманием, усилием воли старайся преодолеть эту неохоту - вот и подвиг!
Слышишь кощунства, пересуды, смехословие, празднословие? Уклонись или, по крайней мере, молчи - вот и подвиг!
Вынуждают тебя на гнев, прекословие, на ссору? Уступи, удержи волнение смятенного сердца - вот и подвиг!
Имеешь врагов, можешь им отомстить? Остановись, не мсти, мало того, прости им; мало того, сделай им добро - это уже великий подвиг! Святитель Дмитрий Ростовский говорит: "Кто прощает врагов и молится за них, тот чудотворец".
Открывается тебе случай к неправедному, нечестному приобретению? Уклонись - вот и подвиг!
Похотливая плоть требует непозволенных Христовым Законом удовольствий, излишних нарядов? Откажи ей - вот и подвиг!
Вызывает тебя мир на веселость, на игру во время поста? Останься дома - вот и подвиг!
Хочется книжку светскую почитать постом, музыку послушать, поиграть? Воздержись - вот и подвиг!
Хорошо живешь материально, все у тебя есть, и даже излишек в запас можно откладывать? Вспомни о голодных, босых, раздетых, приглядись к жизни и поищи их, удовлетвори их нужды, да не воздыхая и жалея о том, что им отдаешь, а с радостью - вот и подвиг, подвиг блистательный!
Подашь нуждающемуся человеку, а руку протянет невидимо и примет Христос. И будет у тебя накопляться богатство нетленное на Небесах.
Тропарь. Глас 5
Пастырскаго служения правило / неустанный проповедниче слова Божия / послушания священноначалию наставниче / единства церковного ревнителю / Сергие, исповедниче Христов / Егоже моли // спастися душам нашим.
Кондак. Глас 2
Во священницех благочестно пожив / и многажды темничное злострадание и поношение претерпев / вышнюю радость и славу наследовал е си / сего ради почитаем тя усердно вопиюще // от бед избави нас твоими молитвами Сергие, исповедниче Христов.
Священноисповедник Сергий Касимовский
Протоиерей Сергий Анатольевич Правдолюбов родился 13 июня (ст. ст.) 1890 года в с. Мак-кавеево Касимовского уезда. От природы он был очень одаренным человеком, но также получил и прекрасное образование в Касимовском духовном училище, Рязанской духовной семинарии и Киевской духовной академии, которую закончил с присуждением ученной степени кандидата богословия. Служил священником в Слободе Кукарки Вятской епархии. При карательной операции отряда латышских стрелков чудом остался жив.
В 1923 г. о. Сергий с семьей переехал на родину, в Касимов. С 8 сентября назначен настоятелем Троицкой церкви. Всем был известен его неза-заурядный проповеднический дар, послушать его проповеди приходили прихожане из других церквей. Сохранились очень подробные записи этих проповедей, которые и сейчас поражают глубиной веры, красотой слова и вместе с тем доступностью богословских истин, для каждого слушающего.
О. Сергию приходилось принимать участие и в публичных диспутах с атеистами, на которые собиралось множество народа. Но очень скоро они были запрещены, так как атеисты неизменно терпели сокрушительные поражения.
Появились приходы, в которых не поминали имя митрополита Сергия и тем самым фактически отделились от церковного единства. Отец Сергий всегда сохранял верность митрополиту Сергию и убеждал других в том, что отношение к нему как к главе Русской Церкви является залогом ее единства. Вёл активную борьбу против обновленцев, пользовавшихся поддержкой карательных органов государства. О. Сергий был награжден крестом с украшениями «за усердное проповедание Слова Божия» и митрой.
В 1929 г. о. Сергий был арестован и заключен в Касимовскую тюрьму со многими священнослужителями города и района. Он был приговорён к двум годам заключения, но по ходатайству касимовских прихожан в Рязань был освобождён через несколько месяцев.
В 1935 о. Сергий снова был арестован и отправлен на Соловки. Вместе с ним были арестованы более десяти человек, среди которых был его сын Анатолий и двое братьев: иерей Николай (канонизирован как священномученик) и Владимир (канонизирован как мученик). Причиной ареста послужило составление иереем Николаем и Владимиром Анатольевичем жизнеописания всеми почитаемой Матроны Анемнясевской и двух местночтимых подвижников благочестия: царевича Иакова и Петра Отшельника. Крест исповедничества был несён им с достоинством, духовным опытом и смирением, что хорошо показано в соловецких рассказах его сына Анатолия, свидетельствующего, что о. Сергий был неким «духовным корнем, из которого все мы выросли».
В 1940 г. отца Сергия освободили, и он вернулся в Касимов. В 1941 г. все церкви были закрыты. О. Сергий изредка служил литургии у себя дома. А в августе 1942 г. его снова без суда и следствия отправили в тюрьму на шесть месяцев за мнимое «нарушение правил светомаскировки в военное время». Только через полгода отец Сергий был освобожден, а в марте 1943 г., во многом благодаря ему, начались службы в Никольском храме.
В декабре того же года о. Сергий был мобилизован на трудовой фронт и отправлен в ссылку ночным сторожем на карьер по добыче белого камня в Малеево на 3 года. Как заметил один из внуков
отца Сергия, «каменоломни были всегда местом
работы рабов и заключенных». Иногда ему удавалось совершать всенощные бдения, на которых пели такие же ссыльные, как и он. Здесь же, в каменоломнях, он написал свое Завещание, которое озаглавил: «Моим детям и внукам о том, как проводить посты и готовиться к исповеди и приобщению Святых Христовых Тайн». По своему настроению это Завещание очень близко к святоотеческим творениям, а детьми и внуками исповедника может считать себя каждый христианин, если с любовью воспринимает его наставления.
В 1946 о. Сергий был освобожден, но в Касимове служить ему запретили. Он стал благочинным в Спасск-Рязанском. Затем его перевели в Лебедянь, где прошли последние три года его жизни. Его здоровье было подорвано в заключении. В 60 лет он выглядел 80-летним старцем. 18 декабря 1950 г. о. Сергий скончался. Погребен в Лебедяни. 4 октября 2001 г. было совершено обретение честных мощей сщисп. Сергия. 15 сентября 2002 г они были перенесены в Троицкий храм г. Касимова. Каждый вечер вторника у мощей священноисповедника читается акафист.