Священноисповедник Сергий Правдолюбов

Отрывок из завещания священноисповедника Сергия Правдолюбова

Пришло время поста, скажем - Великого. Семь недель почти пятьдесят дней нельзя есть скоромного. Первая неделя, Крестопоклонная и Страстная - особо строгий пост, нельзя вкушать даже с постным маслом. Трудно? Очень. Особенно в середине и второй поло­вине поста. Плоть корчится, протестует, требует, что­бы ее накормили до отвала. А ты принудь себя, одер­жи верх над телом, проведи весь пост как следует. И ес­ли одолеешь себя - вот и первый твой подвиг!

Настало время молиться? Принудь себя - вот и подвиг!

Надо идти в церковь, тяжело, удерживает и то, и это, отвлекает то одно, то другое? Вооружись, оставь все и иди - вот и подвиг !

Долго поют, тяжело стоять? Удержи себя до конца службы, дождись отпуста - вот и подвиг !

В церкви нет охоты молиться, холодность на сердце ? Поклонами, вниманием, усилием воли старайся преодолеть эту неохоту - вот и подвиг!

Слышишь кощунства, пересуды, смехословие, празднословие? Уклонись или, по крайней мере, молчи - вот и подвиг!

Вынуждают тебя на гнев, прекословие, на ссору? Уступи, удержи волнение смятенного сердца - вот и подвиг!

Имеешь врагов, можешь им отомстить? Остано­вись, не мсти, мало того, прости им; мало того, сделай им добро - это уже великий подвиг! Святитель Дмит­рий Ростовский говорит: "Кто прощает врагов и мо­лится за них, тот чудотворец".

Открывается тебе случай к неправедному, не­честному приобретению? Уклонись - вот и подвиг!

Похотливая плоть требует непозволенных Христовым Законом удовольствий, излишних нарядов? Откажи ей - вот и подвиг!

Вызывает тебя мир на веселость, на игру во вре­мя поста? Останься дома - вот и подвиг!

Хочется книжку светскую почитать постом, му­зыку послушать, поиграть? Воздержись - вот и подвиг!

Хорошо живешь материально, все у тебя есть, и даже излишек в запас можно откладывать? Вспомни о голодных, босых, раздетых, приглядись к жизни и поищи их, удовлетвори их нужды, да не воздыхая и жалея о том, что им отдаешь, а с радостью - вот и подвиг, подвиг блистательный!

Подашь нуждающемуся человеку, а руку протя­нет невидимо и примет Христос. И будет у тебя на­копляться богатство нетленное на Небесах.

 

Тропарь. Глас 5

Пастырскаго служения правило / неустанный проповедниче слова Божия / послушания священноначалию наставниче / единства церковного ревнителю / Сергие, исповедниче Христов / Егоже   моли // спастися   душам нашим.

Кондак. Глас 2

Во священницех благочестно пожив / и многажды темничное злострадание и поношение претерпев / вышнюю радость и славу наследовал е си / сего ради почитаем тя усердно вопиюще // от бед избави нас твоими молитвами Сергие, исповедниче Христов.

 

Священноисповедник Сергий Касимовский

Протоиерей Сергий Анатольевич Правдолю­бов родился 13 июня (ст. ст.) 1890 года в с. Мак-кавеево Касимовского уезда. От природы он был очень одаренным человеком, но также по­лучил и прекрасное об­разование в Касимов­ском духовном училище, Рязанской духовной се­минарии и Киевской ду­ховной академии, которую закончил с присужде­нием ученной степени кандидата богословия. Служил священником в Слободе Кукарки Вятской епархии. При карательной операции отряда ла­тышских стрелков чудом остался жив.

В 1923 г. о. Сергий с семьей переехал на родину, в Касимов. С 8 сентября назначен настоятелем Троицкой церкви. Всем был известен его неза-заурядный проповеднический дар, послушать его проповеди приходили прихожане из других церк­вей. Сохранились очень подробные записи этих проповедей, которые и сейчас поражают глубиной веры, красотой слова и вместе с тем доступностью богословских истин, для каждого слушающего.

О. Сергию приходилось принимать участие и в публичных диспутах с атеистами, на которые со­биралось множество народа. Но очень скоро они были запрещены, так как атеисты неизменно тер­пели сокрушительные поражения.

Появились приходы, в которых не поминали имя митрополита Сергия и тем самым фактически от­делились от церковного единства. Отец Сергий всегда сохранял верность митрополиту Сергию и убеждал других в том, что отношение к нему как к главе Русской Церкви является залогом ее един­ства. Вёл активную борьбу против обновленцев, пользовавшихся поддержкой карательных органов государства. О. Сергий был награжден крестом с украшениями «за усердное проповедание Слова Божия» и митрой.

В 1929 г. о. Сергий был арестован и заключен в Касимовскую тюрьму со многими священнослу­жителями города и района. Он был приговорён к двум годам заключения, но по ходатайству каси­мовских прихожан в Рязань был освобождён через несколько месяцев.

В 1935 о. Сергий снова был арестован и отправ­лен на Со­ловки. Вме­сте с ним были аре­стованы бо­лее десяти человек, среди кото­рых был его сын Анато­лий и двое братьев: иерей Николай (канонизиро­ван как священномученик) и Владимир (канонизи­рован как мученик). Причиной ареста послужило составление иереем Николаем и Владимиром Ана­тольевичем жизнеописания всеми почитаемой Матроны Анемнясевской и двух местночтимых подвижников благочестия: царевича Иакова и Петра Отшельника. Крест исповедничества был несён им с достоинством, духовным опытом и смирением, что хорошо показано в соловецких рассказах его сына Анатолия, свидетельствующе­го, что о. Сергий был неким «духовным корнем, из которого все мы выросли».

В 1940 г. отца Сергия освободили, и он вернулся в Касимов. В 1941 г. все церкви были закрыты. О. Сергий изредка служил литургии у себя дома. А в августе 1942 г. его снова без суда и следствия от­правили в тюрьму на шесть месяцев за мнимое «нарушение правил светомаскировки в военное время». Только через полгода отец Сергий был освобожден, а в марте 1943 г., во многом благода­ря ему, начались службы в Никольском храме.

В декабре того же года о. Сергий был мобилизо­ван на трудовой фронт и отправлен в ссылку ноч­ным сторожем на карьер по добыче белого камня в Малеево на 3 года. Как заметил один из внуков

отца Сергия, «каменоломни были всегда местом

работы рабов и заключен­ных». Иногда ему удавалось совершать всенощные бде­ния, на которых пели такие же ссыльные, как и он. Здесь же, в каменоломнях, он написал свое Завещание, ко­торое озаглавил: «Моим де­тям и внукам о том, как про­водить посты и готовиться к исповеди и приобщению Святых Христовых Тайн». По своему настроению это Завещание очень близко к святоотеческим творениям, а детьми и внуками исповедника может считать себя каждый христианин, если с любовью вос­принимает его наставления.

В 1946 о. Сергий был освобожден, но в Касимо­ве служить ему запретили. Он стал благочинным в Спасск-Рязанском. Затем его перевели в Лебедянь, где прошли последние три года его жизни. Его здоровье было подорвано в заключении. В 60 лет он выглядел 80-летним старцем. 18 декабря 1950 г. о. Сергий скончался. Погребен в Лебедяни. 4 октября 2001 г. было совершено обретение честных мощей сщисп. Сергия. 15 сентября 2002 г они были перенесены в Троицкий храм г. Касимо­ва. Каждый вечер вторника у мощей священноисповедника читается акафист.

myFlickr