Протоиерей Михаил Дмитрев принадлежал к сельскому духовенству. Его жизнь - пример того, как трудились и жили одной жизнью с народом очень многие пастыри.
О. Михаил происходил из священнического рода. Он окончил церковно-приходскую школу, Касимовское Духовное училище и Рязанскую Духовную семинарию. В течение 2 лет о. Михаил был учителем церковноприходской школы в селе Самылове, а 1897 году женился на Елисавете Ивановне Гориной, дочери священника.
Своей любовью, свойствами души о. Михаил притягивал к себе людей, в нем чувствовалась необыкновенная надежность, мирность, жизнелюбие. Каждодневным кропотливым трудом о. Михаил создал приход и его возглавил. В Селищах не было любимее, авторитетнее, чтимее человека, чем О.Михаил.
В 1919 году о. Михаил был награжден наперсным крестом, а в 1937 г. - митрой.
Протоиерей Михаил Дмитрев - многогранный человек, образец деятельного служения людям, настоящий народный мученик.
Память священномученика Михаила Селищенского отмечается в день его расстрела 2 декабря, а также вместе с Собором Касимовских святых в четверг Фоминой недели.
Сайт Троицкого храма с. Селище
http://selishi.prihod.ru/svjatye_nashego_sela
адрес эл. почты: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Священномученик Михаил Селищенский
В марте 1913 года о. Михаила перевели в Троицкий храм с. Селище Касимовского уезда. Оно было самым бедным приходом Рязанской епархии. Люди здесь жили еще с лучинами. Храм был деревянным и очень маленьким. Перевели сюда о. Михаила как молодого и энергичного
священника, способного поднять и возродить приход. В Селищах о. Михаил с начал свою деятельность завершения строительства нового храма. Вокруг прежнего храма, находящегося внутри строящегося, возводились кирпичные стены, а служба продолжалась до последнего момента завершения стройки.
Главный престол селищенского храма был освящен в честь Святой Троицы. Иконостас был искусно вырезан из светлого дерева, а иконы написаны академиком Волковым. Средств не хватало, но о. Михаил построил рядом с храмом еще и церковно-приходскую школу. И все это было устроено немногим более чем за полгода. Со свойственной ему энергией о. Михаил поднимал свой приход. Все свои дела крестьяне начинали с благословения Церкви - о. Михаил приучал их к этому. Благословлялись самые обычные работы: начинали сеять хлеб - в церкви совершался молебен. Крестьяне приносили маленькие мешочки с зерном, которые о. Михаил окроплял святой водой. Когда весной крестьяне выгоняли в первый раз свой скот, среди села совершался молебен с водоосвящением, после чего мимо священника прогоняли скотину - и он каждую корову или овцу кропил святой водой. В праздник Флора и Лавра в храме после Литургии служился молебен, о. Михаил выходил на паперть с кропилом, а мимо него в праздничных разноцветных рубашках, подпоясанные ремешками, гарцевали деревенские мальчишки на своих лошадях. После окропления святой водой они, радостные, мчались в поле.
В летнее время нередки были пожары, в которых сгорали целые улицы. О. Михаил организовал из молодых людей пожарную команду, выстроил каланчу и установил постоянные дежурства. В хозяйстве у него всегда стояла повозка с бочкой, наполненной водой. Если случался где-то пожар, о. Михаил немедленно запрягал лошадь в эту повозку и ехал тушить пожар; и умел он так расставить людей и организовать тушение, что пожар постепенно прекращался. Крестьяне говорили: «Ну, если батюшка приехал тушить, то пожар быстро потухнет». А в зимние метели, когда заносило все дороги в окрестных полях, о. Михаил сам выходил к церкви, поднимался на звонницу, где висел большой колокол весом в полторы тонны, и начинал звонить, потому что знал, что кто-то, возможно, сейчас сбился с пути и не знает, куда ему ехать.
Но не только на земле трудился о. Михаил. Он учил детей в своей церковно-приходской школе, был заведующим и законоучителем в соседнем Земском училище, состоял помощником миссионера Касимовской противомагометанской миссии, постоянно про -водил диспуты с сектантами, в основном, баптистами, которых в округе было немало. Можно только удивляться, как он все успевал. Днем он мог заниматься многочисленными трудами, даже разводил пчел, а ночью со свечой изучать Евангелие, делая на полях разноцветными карандашами пометки. Крестьяне от всей души полюбили о. Михаила и называли его не иначе, как «о. Михаил Селищенский». За эти годы село окрепло и поднялось - почти в каждом доме было по две лошади и по две коровы. А в Селищах в то время было дворов 140-150. Всего не -сколько оставалось без скотины, но это были дома либо тяжело больного человека, либо одинокой вдовы. Но люди всем селом помогали этим хозяйствам. Да и сам о. Михаил тайно помогал этим людям: уходил рано утром на участок какой-нибудь бедной вдовы и обрабатывал его, делая это так, чтобы никто его не видел.
В 1930 году о. Михаила несколько раз вызывали в НКВД и подолгу держали на допросах, заставляя принять обновленчество, но он оставался непреклонным. В доме о. Михаила стали проводить обыски, но ничего не находили. Арестовали его за неуплату налогов.
На суд над ним собралось множество народа. После объявления приговора произошло народное возмущение. Его прихожане отправились в Москву и добились освобождения о. Михаила.
После второго ареста в ночь с 1 на 2 декабря 1937 г. о. Михаила расстреляли во дворе рязанской тюрьмы.
Он был похоронен на братском кладбище в Рязани при Скорбященской церкви.