Касимовское городское благочиние

Касимовский Казанский женский монастырь

Контакты

 

Контактная информация:

Настоятельница: игумения Феодосия (Наталья Викторовна Дикарева)

Телефон: +7-962-392-04-70
Почтовый адрес: Россия, 391300, Рязанская область, г. Касимов, ул. Свердлова, д.25.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Группы в социальных сетях:

Вконтакте https://vk.com/public180864210

Telegram https://t.me/s/kasimovmon22

Юридическое наименование: Религиозная организация «Архиерейское подворье – Казанская монашеская община города Касимова Касимовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)».

ИНН 6226999924

КПП 622601001

р/c 40703810100030000178

в ПРИО-ВНЕШТОРГБАНК (ПАО) г. Рязань

к/с 30101810500000000708

БИК 046126708

КАРТА СБЕРБАНКА: 4276 5300 1995 0273 (Наталия Викторовна Д.)

История

О древних Пятницкой и Христорождественской церквах.

Первоначально, известно о существовании по крайне мере с 1541 года Пятницкой церкви. Ее выделило из числа прочих касимовских церквей то обстоятельство, что в XVI веке она являлась ружной (священников ружных храмов содержали не прихожане, а государство, дававшее им «ругу» - род денежно-продуктового довольствия). Другая церковь  в честь Рождества Христова так же была ружная и не имела своего прихода, который составлен из отчисления дворов от других, вероятно, по объявленному прихожанами на то желанию. При составлении писцовых  книг Воейкова и Ракова в 1627г, из которых видно, что уже тогда церковь Рождества Христова, была ветха, так что в ней богослужения не совершались и она была пригодна только для совершения мирских треб.

По окладным. книгам. 1676г, церковь великомученицы Параскевы значится уже  приходскою.

Пятницкая церковь существовала почти до конца XVIII ст, а в 1788 г, перенесена была на городское кладбище, находящееся за валом, близ Ямской слободы, где и оставалась до построения каменной церкви.

Памятником существования на данном месте служил предел в честь великомученницы Параскевы, устроенный при каменной  Христорождественской церкви.

Вместо обветшавшей и упоминаемой в писцовых книгах от 1627г,  Христорождественской церкви, в том же столетии поставлена была новая деревянная церковь в тоже храмоименование, которая в  1753 г. уступлена была прихожанам сгоревшей Успенской церкви.

Вместо двух деревянных церквей (Пятницкой и Христорождественской), была построенна каменная Христорождественская (Пятницкая), она имела три престола: главный во имя Рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы, два другие в теплой церкви 1) св.Великомученницы Параскевы, нареченной Пятницы, 2) Николая Чудотворца и прп. Феодосия Тотемского. Построена купцом Алексием Григорьевичем Полежаевым в  1753 г, а колокольня в 1781 г. купцом Иваном Степановым и Коллежским Секретарем Кириллою Федоровым Скорняковым. Церковь эта о пяти главах и имеет вид креста, в длину простирается на 50 (35,5 метров), а в ширину на 29 аршин (20,6 метров).

В марте 1822г,  за выходом священника от Рождественской церкви за бедностью прихода, священнослужение в ней указом Консистории предписано исправлять причту Казанского монастыря. В 1825 году церковь как вошедшая распространением монастырской ограды, была приписана к монастырю. С этой поры история Пятницкой церкви неразрывно связанна с монастырем. 

 

Краткая история монастыря:

Об основании Казанского женского монастыря в г.Касимове, существует  предание следующего рода:

Касимовский Казанский женский монастырь был основан в 1627 году старицей Устиньей.

Об этой женщине известно, что она семь лет была больна ногами. Когда уже не осталось никакой надежды на излечение, она удостоилась увидеть во сне Божию Мать, которая приказала больной идти в город Казань за образом, списанным с чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Образ этот старица должна была найти в лавке у одного купца, торгующего мукой. Устинья повиновалась. С большим трудом собралась в путь и водой отправилась до Казани. 

Прибыв в город, она отыскала купца, указанного ей в сонном видении. В лавке у него была найдена заветная икона. Купец уже знал о цели визита, так как сам во сне получил откровение. Устинья с благоговением приняла образ и сразу почувствовала исцеление.

Старица радостно поспешила на родину. Дорогой она посетила монастырь преподобного Макария Желтоводского, и получила в благословение образ преподобного Макария. Возвратившись в Касимов, Устинья обе принесенные иконы поставила в церковь великомученицы Параскевы-Пятницы, а сама с детьми стала строить деревянный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. 

Землю под храм ей подарил касимовский царевич Сеид-Бурган и его мать касимовская царица Фатима-Султан-Сеитовна (урожденная Шакулова).

Сохранилось известие, что вскоре после 1627г. церковь Пречистой Богородицы Казанской отстроена, и в нее тогда же перенесены были обе принадлежавшие её иконы; Вследствие этого (чуда исцеления и обретения 2-х икон), по чувству благоговения и благодарности к небесной Царице, старица Иустина, помолившись, решилась в честь Божией Матери, построить женский монастырь и избрав место, построила несколько келий.

Под 1648г. (7156) архиепископ Моисей, по случаю свирепствовавшего тогда мороваго поветрия (так как в Касимове и Рязани многие помирали скорою смертью), "к Касимовскому царевичу Сеит-Бурхану Арослановичу писал грамоту о бережении игумении нового девичьяго монастыря "Казанского".

Около 1654 года владелец г. Касимова, касимовский царь Сеид-Бурган принял христианство и был назван в святом крещении Василием. После принятия христианства царевич Василий Арсланович стал оказывать монастырю всяческую помощь и покровительство.

Из сыновей касимовского царевича Василия Арслановича особенно покровительствовал Казанскому монастырю касимовский царевич Яков Васильевич, который умер молодым, 7 января 1677 года, и погребен был в Казанском монастыре. Он один из крещеных царевичей Касимовских похоронен городе Касимове, а все остальные царевичи Касимовские, потомки Василия Арслановича, да и сам Василий - погребены в Московском Златоустовском монастыре.

Гробница царевича Иакова Васильевича существовала на прежнем месте до 1936 года, а затем из-за опасности её осквернения, последней игумений Анфией  было принято решение перезахоронить царевича Иакова Васильевича в месте недоступном для атеистов, что и было сделано ночью, при помощи Боголюбовых  людей.  Современное местоположение захоронения пока остается тайной.

Все время с самого основания монастыря и до самой смерти (с 1627 по 1681 год), царица Фатима вместе со своими родственниками оказывала помощь монастырю. Таким образом весь начальный период своего существования, монастырь пользовался покровительством Касимовских ханов и царевичей, которые помогали ему развиваться. Со смертью царицы Фатимы заканчивается и эпоха царства Касимовского, а значит и монастырю приходится искать поддержки, уже у других покровителей - великих государей Иоанна и Петра Алексеевичей (1688г.), а затем уже и у Петра I (1715г.).

В том же 1715 году в Казанском монастыре, вместо деревянной, построенной старицею Устинью, устроена была каменная Казанская церковь с приделом св. ап. Петра и Павла игумению Сапфирою.

В ведомости о монастыря за 1739г. в Казанском монастыре показано: "Церковь каменная с приделом, в них два престола, настоятельских и монашеских 22 кельи деревянных, длинною на 89 (189,9 метров) поперек от 3 (6,4 метров) до 4 сажень (8,5 метров), монахинь 13."

На построение при каменной церкви другого предела в  честь великомученника Никиты игуменией Евфросиньей испрошено было дозволение у епархиального начальства 14 декабря 1752г.

В марте 1764 года в монастыре случился пожар, сгорела монастырская ограда, 15 деревянный келий, 1 настоятельская келия, в которой хранилось подробное письменное описание то есть сказание об основании Касимовского Казанского девичьяго монастыря, во время  того пожара сгорело. В той же игуменской кельи хранился портрет Царевича Иакова, который так же был уничтожен пожаром. Кровля Казанской церкви так же была повреждена огнем. В связи с этим в 1764 и 65г. производилась в Казанском монастыре. поправка кровли на церкви и устройство ограды, пострадавших от пожара.

Тот год был опустошительным для Казанского монастыря, помимо всего прочего монастырь прежде имел пять тысяч десятин земли (5462,5 гектар земли), но в царствование Императрицы Екатерины Великой 1764г. земля эта от монастыря отобрана, осталось ста десятин удобной земли (109,25 гектар земли).

В монастырской описи, составленной в 1773 г, показано, что в том году был исправлен обветшавший иконостас в настоящей Казанской церкви, и вторично исправлен в 1810г. при игумении Евпраксии.

В 1815г Казанскому монастырю пожаловано 50 десятин (54,625 гектар) в Касимовском уезде, пустошь Горячкино что в Малееве.

По причине весьма малого пространства, занимаемого Казанским монастырем, игумения. Серафима обратилась к преосвященному Феофилакту с просьбою о дозволении распространить площадь, находящуюся под монастырскими постройками.

Дозволение на распространение монастыря дано было указом Консистории от 20 марта 1817г. за № 841. В том же году начато было строение каменной ограды по представленному игуменией плану, которое безприпятственно продолжалось до 1819г. В этом году староста Рождественской церкви Иван Герасимов Грошев "разными по светской команде искательствами" успел остановить начатую постройку. Встретив непредвиденное препятствие, игуменья. Серафима обратилась к преосвященному Сергию с просьбой об удалении препятствий к построению ограды и о защищении ея от притязаний Грошева. После разбирательства игуменье было дано разрешение на продолжение стройки. Но староста означенной церкви Грошев, заручившись поддержкой  от прихожан, 20 мая 1820г. обратился в Св. Синод с прошением "о запрещении Казанского монастыря иг. Серафиме застраивать, в противность высочайше конфирмованного на г.Касимов плана, монастырским строением принадлежащее той  церкви их место, что было бы к стеснению при этой церкви случающегося крестного хода, и поскольку со стороны епархиального начальства присоединить церковь данную, яко бы за малоприходством, к сказанному монастырю, то и об оставлении её по прежнему приходскою". Св. Синод рассмотревши все материалы дела дозволил монастырские постройки привести к надлежащему окончанию. Ограда каменного здания в длину мерою 52 сажени 2 аршина с половиною (112,7 метров), каковая мера и прежде была, а в ширину мерою 60 сажень (128,0 метров). Ибо к прежним 46 саженям (98,1 метрам)  при распространении ограды, в 1821 году, прибавлено вновь 14 сажень (29,8 метров). В ограде с восточной стороны устроены 42 лавки, крытых тесом, а на четырех углах каменной башни, на каковое устроение игуменьею монастырской суммы употреблено 32 000 рублей. По случаю праздника иконы Казанской Богоматери (8 июля/21 июля нв.ст.),  в городе Касимове проходили торги, на них в отдельные годы съезжалось до 4 тыс. человек. Первое время монастырь получал значительные доходы от ярмарки.  Деревянная монастырская ограда с наугольными башнями сохранилась во всей неприкосновенности до середины XIX века. В том же 1821 году со всех сторон около церкви внутри ограды были расположены  деревянные кельи числом 38, для жительства сестер, коих, как монашествующих, так и штатных и заштатных послушниц, состояло 97 человек.

Указом Консистории от 30 октября 1825 г, предписано: «Христорождественскую церковь, как вошедшую распространением монастырской ограды внутрь монастыря и состоящую построением своим на монастырской земле, исключить навсегда из числа приходских, причислить к тому девичьему монастырю со всею имеющеюся в ней утварью и колоколами.

Взамен Казанская каменной церкви, сооруженной в 1715г.  считавшейся великолепною по своему зодчеству, в 1850г, вся до основания была разобрана и в том же году и на том же месте игумениею Олимпиадою была заложена новая  каменная церковь, имеющая в длину 60 (42,6 метров), а в ширину 29 аршин (20,6 метров), оконченная постройкою в 1864 г .

В ней главный престол во имя иконы Божией Матери Казанския освящен 17 сентября 1864г, а в приделах по правую сторону во имя Тихвинской Божией Матери и св. великомуч. Никиты - в 1859г, а по левую сторону во имя св. первоверховных. апостолов Петра и Павла - 31 июля 1860г.

Церковь эта о пяти глав имела форму удлиненного креста, стены ея снаружи украшены колоннами и пилястрами из белого камня, а внутри частию отделаны под мрамор, а частию покрыты краскою и по местам разными священными изображениями. расписанными  при игумении Евпраксии. Ризница помещалась в подвальном этаже церкви.

К 1857 г. доход монастыря складывался из торговли свечами, продажи казенных келий, от сдачи в наем пашенных земель и рыбной ловли, постоя в монастырском флигеле, процентных отчислений за поминовение, вкладов за погребение и сборов

В 1860 и 1870г. монастырь был окружен каменною стеною, взамен старинной деревянной (впрочем уцелела часть построенной в 1817-1819 г.г. стены). Ограда, окружающия монастырь, - каменная, четырехугольная; в длину имеет 52 сажени (110,9 метров), а в ширину 60 сажень (128 метров); по углам её возвышается  несколько на каменных столбах деревянных башен.

Есть сведения и о благотворительной деятельности монастыря.  В 1875 году священником Христорождественского храма Касимовского монастыря – Евдокимом Смирновым,  были внесены значительные пожертвования бедствующим православным семействам в Горцеговине, Боснии и Старой Сербии. В 1876 году 6 сестер монастыря были отправлены для помощи раненым и больным войнам участникам Русско-Турецкой войны. Для раненых воинов в монастыре изготавливались разные предметы для помощи раненым (корпии, бинты, белье и т.п.).  Монастырем оказывалась и финансовая помощь в пользу больных и раненых войнов Русско-Турецкой войны. Так же в монастыре был открыт сиротовоспитательный приют,  детей-сирот павших воинов в Русско-турецкую войну. Туда принимали девочек, с возможностью поступления подготовленных воспитанниц этих приютов для дальнейшего поступления в епархиальное женское училище.

Монастырь не оставался в стороне и во времена Русско-японской войны, оказывая  в 1903 году, финансовую помощь «на санитарные нужды действующей армии и флота». Монастырь и при начале первой мировой войны с 1914 по 1916г.г. тоже неоднократно оказывал финансовую помощь в течении нескольких лет перечисляя пожертвования  «на врачевание больных и раненых воинов и оказание пособия семьям лиц, призванных на войну», кроме того в годы первой мировой войны на территории монастыря действовал лазарет, и монахини оказывали посильную помощь раненым.

До 1917 года касимовский Казанский женский монастырь посещали и Архиереи, так в июне 1885 года монастырь посетил Высокопреосвященный Архиепископ Феоктист,  а в июне 1896 года  - Преосвященный епископ Иустин (Полянский), в следующем 1897 году  в конце мая по старому стилю монастырь посетил Преосвященный епископ Мелетий (Якимов), потом прославленный в лике святых. В 1908 году при очередном обозрении церквей в Рязанской епархии Владыка Никодим посетил и город Касимов, и конечно не обошел вниманием и монастырь. А в июне 1912 года  в город Касимов совершил свой визит  Преосвященнейший епископ Димитрий.  В то время все Архиереи Рязанской епархии имели титул Рязанский и Зарайский.

При Владыке Мелетии известен такой случай: Немало хлопот доставили Преосвященному  бывшие послушницы Казанского девичьего монастыря,  осенью 1896г, по распоряжению епархиальной власти в числе 12 человек удаленные из монастыря. Они не раз являлись ко Владыке прося о возвращении их в монастырь. Владыка и готов был бы исполнить их просьбу, но остальные сестры обители усердно просили его Преосвященство не принимать удаленных, заявляя, что в противном случае Касимовскому монастырю не будет покоя и все остальные сестры  должны будут разойтись из монастыря (в обители более 160 сестер). Тогда Владыка предложил удаленным сестрам  перейти в какой-либо другой монастырь епархии, но они отказались.

В 1895 году настоятельнице Касимовского женского монастыря игумении Евпраксии с сестрами на средства монастыря, разрешено построить новую каменную стену (ограду монастыря), вместо обрушившейся от сильного половодья и построенной 1860 - 70 годах.

Возле Казанского монастыря каждогодно 8 июля, на праздник Казанской Божией Матери была большая ярмарка, которая приносила  большой доход монастырю, так как торговцы снимали для торга находящиеся в монастырской стене лавки. Касимовское городское общество, боясь пожара (тогда в монастыре было много деревянных, рядом стоящих келий) перенесло её за город на более безопасное место, к церкви Всех Святых. (На новом месте возле церкви Всех Святых ярмарка год то году делалась все менее и менее, а монастырю ярмарка дохода  более не приносила. Все монастырские лавки стояли пустыми). В 1899-1902 г.г. был произведен ремонт Христорождественской (Пятницкой) церкви, а затем освящены престолы сначала 2-го января 1900 года протоиереем Леонидом Сапфировым, благочинным церквей г.Касимова была освящена возобновленная трапезная в Христорождественском храме, а затем им же 13 мая 1901 года по ст.ст. был освящен еще один предел той же церкви.

В 1906 году преставилась ко Господу игумения монастыря Евпраксия. Она руководила монастырем более 38 лет. Вместо нее по указу Святейшего Синода от 11-го января 1907 года за № 274 на эту должность была назначена бывшая настоятельница Александро-Мариинского женского монастыря игумения Рафаила. С назначением новой игумении, с 1907 года в монастыре создан «Хозяйственный совет  Касимовского Казанского женского монастыря». В 1907 году Совету дозволено устроить из монастырского буреломного леса здание для общей монастырской трапезы, с употреблением на это 4000 р, из монастырских доходов. Проще говоря устроить деревянное здание для общей трапезы монахиням. А в 1908 году при визите Владыки Никодима, трапезная была освящена. Так же в начале XX столетия при новой игумении Рафаиле были построены: 2-этажный сестринский кирпичный корпус на 28 келий (1910); 2-этажное кирпичное здание для просфорни и келий (1908-1913).

В первой половине 1908 года на территории Казанского монастыря случился пожар и обгорела колокольня одной из церквей, в пользу этого говорит тот факт что начиная в с 15 июля  1908 года, послушницам, начали регулярно выдаваться просительные книги для сбора пожертвований на возобновление обгоревшей колокольни монастыря и их выдавали в течении нескольких лет (до 1910 года).

Помимо уже перечисленного в монастыре, насчитывающем  к 1917 году около 200 монахинь,  инокинь и послушниц, имелось: два 2-этажных корпуса (первые этажи каменные, вторые - деревянные), 6 одноэтажных корпусов и 4 флигеля сестринских келий; деревянная сторожка, 4 амбара, скотный двор с конюшней и каретным сараем, в саду - деревянный флигель; вокруг обители - каменная стена со св. воротами; за стенами монастыря - 2-этажный флигель с надворными постройками и деревянный флигель; на сенокосной даче на Толстиковском хуторе - деревянная изба и флигель для рабочих; на лесной даче в Малееве - сторожка с небольшим двориком.

Когда точно произошла смена настоятельницы точно неизвестно, но понятно что это было в неспокойных 1918-1919 годах, тогда настоятельницей была назначена игумения Анфия, до этого она была экономкой монастыря с 1895 года.

В 1918 году имущество монастыря было национализировано. А уже к концу 1919 года для ликвидации обители органами советской власти была создана Комиссия по ликвидации Казанского женского монастыря.

К декабря 1919 года большинство монахинь уже выселены с территории монастыря. Келейные корпуса передаются в ведение жилищного фонда, и заселяются семейными людьми. К этому времени в  монастырских корпусах еще оставалось 15 монахинь, для составления полного комплекта служащих при тифозном бараке.  В подтверждение этих действий говорит тот факт что 11 декабря 1919 г. настоятельница Казанского монастыря игумения Анфия подала в Рязанский епархиальный совет рапорт о ликвидации обители. В 1920 г. Пятницкая церковь была обращена в приходскую, при ней подвизалось несколько  насельниц монастыря. А как пишет Татьяна Синельникова: «После революции, когда в первую очередь стали закрываться монастыри, было образовано религиозное общество при Казанской церкви»,  - возможно что из тех же насельниц обители, которое возглавляла игумения Анфия. При этом есть информация, что часть монахинь, особенно молодые, опасаясь действий со стороны, покинув обитель, разъехались по другим обителям в уже находясь в условиях другого государства, с другими принципами. В июне 1922 года от скоротечной чахотки отошел к Богу священник Пятницкой уже к тому времени приходской церкви Иоанн Орфенов. В том же 1922 году, в пору "изъятия церковных ценностей", большевики ограбили монастырскую  ризницу (которая располагалась в подвальном этаже Казанского храма), не погнушались даже снять ризу с чудотворной иконы Божией Матери.

Кто были настоятелями  церквей  в период с  1922 по 1927 остается не известным. Информации по другому священнику монастыря отцу Георгию Грифцеву после 1917 году нет, известно только, что ныне он похоронен на старом городском кладбище г.Касимова, недалеко от места где была Всесвятская церковь, только в угол кладбища ближе к стадиону «Спартак».

Монахини Казанского монастыря, часто бывали в деревне Анемнясево, посещая блаженную старицу Матрону Белякову. С большой любовью относилась Матреша и к Ка­симовскому Казанскому женскому монастырю, живо интересовалась его жизнью и жизнью его сестер, боль­шинство которых являлись ее посетительницами. Осо­бенно почитала она царевича Иакова, могила которого находится в этом монастыре. Она считала его святым и говорила, что мощи его непременно будут открыты.

В 1927 году храм Усекновения главы святого Иоанна Предтечи в селе Даневе был закрыт, и Отцу Николаю Правдолюбова (1892-1941) (прославленному в будущем как священномученику) с семьей пришлось переехать в Касимов. Из-за угрозы закрытия и отсутствия священников, его определили служить в Пятницкой церкви Казанского женского монастыря города Касимова. Про игумению Анфию протоиерей Анатолий Сергиевич Правдолюбов, сын священноисповедника Сергия добавляет: -  «Она очень благоволила моему дяде отцу Николаю, монастырскому священнику». Поскольку Пятницкая церковь тогда числилось приходская, то у нее должна была быть староста. В конце 1920-х годов Вера Николаевна Самсонова (1880-1940) (в последствии прославлена как новомученница). была избрана старостой Пятницкой церкви, расположенной в закрытом к тому времени Казанском монастыре в Касимове.

Казанский храм в 1929 г. по распоряже­нию Касимовского городского Совета был закрыт,  а 30.07.30 г постановлением Рязокрисполкома храм был передан под хлебопекарню, а в 1932 году отдан Касимовскому Краеведческому музею.  В виду чего и Казанская икона Божией Матери была перенесена вновь в соседнюю Пятницкую церковь.

Изгнанные насельницы монастыря перешли в Пятницкий храм. Хранительницей чудотворной Казанской иконы советом сестер была назначена монахиня монастыря Ирина (Разаренова†1971). Монахини оставались там до 1931 года. Пока в стихотворении которое монихини посвятили Божией Матери власти не усмотрели контрреволюционные высказывания. Постановлением Тройки при ПП ОГПУ Московской обл. 16 июля 1931 г по обв.: 58-10 УК РСФСР, более 40 монахинь на 3 года были высланы в Казахстан на исправительно-трудовую реабилитацию. В 1933-34 годах Отец Николай, вместе со своим братом Владимиром Анатольевичем  Правдолюбовым , вместе они собрали материалы для составления жизнеописания местночтимых  подвижников благочестия — их современницы блаженной Матроны Беляковой, царевича Иакова (XVII в.) и отшельника Петра (сер. XIX в.). Касимовское городское духовенство во время ссылки монахинь в Казахстан (c 1931 по 1934 г), каждое воскресение вечером соборно служило в Пятницкой церкви Всенощное Бдение с проповедью и акафистом перед главной святыней Казанской иконой Божией Матери. Протоиерей Анатолий Сергиевич Правдолюбов, сын священноисповедника Сергия вспоминает: «Когда монахини Казанского монастыря отправились в ссылку, мы целых три года их отсутствия заменяли их. И когда уцелевшие монахини вернулись, то мы сказали: «Вот, матушки, мы не бросили вашего дела. Три года продолжали, а теперь опять вручаем вам». В 1934 году уцелевшие монахини, вместе с последней игуменьей Анфией вернулись из ссылки. Пятницкая церковь еще действовала, работа над житиями трех Касимовских подвижников была уже близка к завершению, а «моги­ла и часовня Царевича Иакова до сих пор оставалась не­прикосновенной. Она не запиралась на замок и всегда была открыта для паломников. В часовне все остается так же, как было и до закрытия монастыря». Для того, чтобы исправить все недостатки, рукопись с житиями трех Касимовских подвижников давалась на прочтение не только родным, но и знакомым. Один из знакомых и отнес эту рукопись в НКВД.

В летом 1935 года в НКВД поступил донос одного  из жителей Касимова на отца Николая и его брата Владимира Правдолюбова, которые собрали материалы  о Касимовских подвижниках благочестия и подготовили  рукопись книги к печати. По этому делу было  арестовано десять человек. 28 июня 1935 года его арестовали вместе со  старшим братом, протоиереем Сергием, и его сыном  Анатолием и блаженной старицой Матроной Беляковой (Анемнясевской). Староста Вера Самсонова также была арестована по делу «попов Правдолюбовых и... Матрены Беляковой». Пятницкий храм был закрыт, в 1936 г.был разрушен. Но даже после ареста отца Николая 28 июня 1935г, верующие люди еще в течении нескольких месяцев (до ноября 1935г.) продолжали уже при закрытых храмах на территории бывшего монастыря, приходить на могилку к царевичу Иакову. В декабре 1935 года постановлением Касимовского горсовета часовню царевича Иакова разобрали до основания, но гробницу не тронули, потому что фундамент не доходил до самого саркофага. На месте разобранной часовни образовалась яма, в которую какое-то время сыпали бытовой мусор. По свидетельству клирика Никольской церкви г.Касимова протоиерея Николая Арсланова (1926-1994г.г.) «При закрытии и разорении Богородичного монастыря в г.Касимове в 30е годы и высылке монахинь в Казахстан, где большинство их умерло, много погибло в дороге в "телячьих" вагонах, и по воспоминаниям уцелевших последняя их игуменья распорядилась разрыть ночью, тайно от безбожников могилу царевича Иакова и перехоронить  его в недоступном атеистам месте, что и было исполнено». Перезахоронение царевича Иакова Касимовского было совершено после разрушения часовни конец 1935 г и до разрушения Казанского храма 1939 г. Если быть точнее, то скорее и до репрессий 1937-1938гг. Когда некоторые из казанских сестер пострадали. Скорее это был 1936 год.

Монахини перешли в соседний не закрытый Никольский храм. Казанская чудотворная икона была принесена туда и положена на аналой у левого придела. Монахиням так же удалось спасти образ «Взыскание Погибших».

В Казанском храме в течении семи лет с 1932 по 1939 г.г. располагался краеведческий музей, он бы и дальше там располагался если бы не произошел несчастный случай, произошедший после пристройки 2-го верхнего яруса на антресоли. В один из дней был сильный наплыв туристов поднявшихся на верхний ярус и он рухнул. Все остались живы,  но были увечья. Директора рассчитали. Человека,  который отвечал за строительство арестовали, и он умер в ссылке.  И после этого (в  1939г.) приняли решение, что музей из Казанского храма следует перенести. Музею дали здание Ханской мечети. А Казанскую церковь как не представляющую никакой художественной ценности разобрали.

С осени 1940 г. по март 1943 г. Никольский храм стоял без пения, все священники города были арестованы, но община не распалась. Староста Никольского храма А.А. Вереина ключи от храма в исполком не отдала, даже под угрозой расстрела, что сохранило иконы храма, в том числе и почитаемую Казанскую, от уничтожения. В марте 1943 г. вернувшийся из очередной ссылки протоиерей Сергий Правдолюбов (святой исповедник пресвитер Сергий Касимовский)(1890-1950), получив регистрацию в исполкоме, возобновил Богослужение в Никольском храме. Первой службой был водосвятный молебен перед чудотворным Казанским образом и окропление храма святой водой. С тех пор икона постоянно находилась в Никольском храме. С открытием в 1943 году Никольской церкви города Касимова монахини из хора Казанского монастыря - после закрытия монастыря они многие годы пели в Никольской церкви г. Касимова, где и находился в советское время Казанский образ Божией Матери.

В 1950-х годах  перед строительством дома выравнивается площадка, насыпается грунт уже на эту подушку, и затем строится ныне существующая четырех-этажка, на месте снесенной Казанской церкви. А там, где находилась церковь Параскевы Пятницы, построили магазин. Каменная монастырская ограда просуществовала до строительства четырех-этажного жилого дома и большей частью в конце 1950-х годов была разрушена включая святые врата монастыря. От монастыря почти ничего не осталось: только кирпичный игуменский  корпус на улице Пятницкая (ныне Дзержинского), несколько зданий келейных  общежитий монахинь, часть монастырской стены с башенкой (по улице Казанская (ныне Свердлова), недавно переданная монастырю и отреставрированная. Да другая башня и остатки монастырской стены в глубине квартала. 

 

Современное состояние:

С тех пор как закрылась Пятницкая церковь, - последний действующий храм в обители, прошло более 80-ти лет. Условия стали несравненно лучше, чем в годы, закрытия обители. Слава Богу,  в стране нет сейчас открытых гонений за Веру Христову. В 1935 году, была арестована и рукопись(Касимовские подвижники с житиями трех подвижников, старицы Матроны Анемнясевской, старца Петра Семеновича Отшельника и царевича Иакова Васильевича Касимовского)  Она хранилась 63 года в архиве как «Том 2: Вещественные доказательства». В1997 г. родственник одного из заключенных (настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве г.Москва протоиерей Сергий Правдолюбов)  пришел в Архив ФСБ познакомиться с делом своего отца. Без его просьбы ему отдали весь второй том, что он воспринял как повеление свыше: продолжить дело своих предков и закончить их труд с жизнеописанием и прославлением св. Блаженной Матроны, что и произошло в 1999 г. Матрона Анемнясевская в 1999 году была прославлена как местночтимая святая Рязанской епархии, а на юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году также прославлена для общецерковного почитания. Блаженный царевич Иаков Васильевич Касимовский и Петр Семенович старец Касимовский, а так же игуменья Иустина, основательница монастыря прославлены как местночтимые святые.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2000 года монастырский священник Николай Анатольевич Правдолюбов, и староста Пятницкой церкви г.Касимова Вера Николаевна Самсонова были причислены к лику Новомучеников и Исповедников в земле Российской просиявших.

А рукопись та издавалась в трех частях издательством «Святитель Киприан»,  в 2005 году  под началом вышеупомянутого протоиерея Сергия Правдолюбова из Москвы.  Каждое житие издавалось отдельно. И свою задачу эта рукопись выполнила. Дело начала  почитания наших святых было положено.

О местнопочитаемой старице Иустине в Касимове всегда сохранялась память. По благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Симона (митрополит Симон (Новиков) †2006) в храмах Касимова ей поется составленный в 1992 г. под его редакцией тропарь. Вот что рассказывает в своем материале "Потерянное богатство" Т.В.Иванова {2012г. г.Касимов}: «Отец Владимир Правдолюбов рассказал о первых раскопках предпринятых в начале 2000-х годов. Поиски производились на месте взорванной часовни благоверного царевича Иакова. В канонизации царевича было отказано, так как нет фактов современных чудес. Поиски пришлось прекратить….»

В 2010–2012 гг. почитаемая Касимовская Казанская икона отреставрирована Б.П. Ереминым, реставратором Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (Москва). Проведен полный цикл реставрационных работ. Икона укреплена, удалены многочисленные гвозди от басмы и оклада. После реставрации икона помещена в киот и находится в алтаре Никольского храма г.Касимова.

Касимовская епархия образована решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 104) путем выделения из состава Рязанской епархии. Правящему архиерею (епископу Дионисию) Синод постановил иметь титул Касимовский и Сасовский. Также Синод постановил включить (журнал № 132) Касимовскую епархию в состав Рязанской митрополии.

Когда образовалась епархия, и был назначен епископ, то он одной из важнейших задач поставил возрождение Казанской обители. И начались предприниматься шаги по её возрождению.  В 2012 году Преосвященный Дионисий, епископ Касимовский и Сасовский, благословил начало возрождения Касимовского Казанского монастыря. Как раз к этому времени по Божиему проведению, закончили реставрацию иконы.

В канун празднования Казанской иконе Божией Матери 7/20 июля 2012 г. на Всенощном бдении в Никольском храме города Касимова почитаемая Казанская икона была вынесена для поклонения, а в самый день праздника 8/21 июля при большом стечении народа со святыней был совершен, впервые после 1929 г., крестный ход в Касимовский Казанский монастырь во главе с епископом Касимовским и Сасовским Дионисием и духовенством Никольской церкви г.Касимова.

В 2013 году епископом Дионисием указом № 1 от 20.01.2013 г. в городе Касимове было образовано на месте древнего Касимовского Казанского монастыря Архиерейское подворье с образованием при нем монашеской общины. И проведена государственная регистрация Архиерейского подворья со следующим наименованием юридического лица: Религиозная организация «Архиерейское подворье - Казанская монашеская община города Касимова Касимовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)».

Настоятелем назначен тогда еще клирик Вознесенского собора (ныне насельник Иоанно-Богословской обители, Рязанской епархии)  иеродиакон Герман (в миру Сергей Викторович) Фрольцов.  Установлен памятный знак с изображением общего вида монастыря,  у монастырской стены на улице Свердлова.  А совершение крестных ходов слало благочестивой традицией. Каждый год в дни празднования Казанской иконы Божией Матери - 8/21 июля и 22/4 ноября, духовенством города совершается Крестный ход с Казанской иконой Божией Матери - Моление старицы Иустины, в Казанский монастырь. По благословению Преосвященного Владыки Дионисия в воскресные дни вечером перед Касимовской Казанской иконой в Никольском храме г.Касимова совершаются Параклисис с акафистом перед Казанской иконой Божией Матери – Моление старицы Иустинии. Так же ежегодно проводились субботники по очистки территории монастыря от накопившегося мусора. Так продолжалось в течении 4-х лет.

Постепенно начали происходить более значимые изменения, направленные на возрождение обители. На должность настоятельницы обители Указом № У-70 от 19 августа 2015 г. назначена игумения Феодосия (Наталья Викторовна Дикарева) и при ней 2 сестры из той же обители. 7 сентября 2015 года руководство Касимовской епархии обратилось к администрации города с просьбой о передаче имущества и земельного участка, ранее принадлежавшего Касимовскому Казанскому монастырю, в собственность Касимовской Епархии Русской Православной Церкви. Ответом стала передача одного уже не жилого дома (старого келейного корпуса ранее принадлежавшего монастырю) по улице Свердлова, находящегося на территории монастыря в собственность епархии, так же были переданы часть монастырской стены и башня по улице Свердлова.

Указом № У-143 от 22 декабря 2015 г, в приходе Христорождественской церкви села Даньково Касимовского района, в собственность Архиерейского подворья – Казанской монашеской общины города Касимова, передан земельный участок и жилой дом, до этого находившийся в собственности прихода. В этом приходе так же находится почитаемая Казанская икона Божией Матери.

20 января 2016 года на день памяти благоверного Царевича Иакова на втором этаже здания, был отслужен, водосвятный молебен. Здание и часть монастырской стены были приведены в порядок. Расчищена территория, с которой за сравнительно небольшой срок было вывезено 278 машин с мусором. Вокруг келейного корпуса возведена ограда, обозначающая современную территорию обители. 2 августа 2016г, в день памяти пророка Илии, Преосвященный епископ Дионисий совершил чин освящения купола и креста для келейного корпуса Касимовского Казанского женского монастыря, который затем силами сотрудников предприятия ООО «Возрождение» г.Переславль-Залесский Ярославской области, под руководством Бондарева Станислава Сергеевича был установлен на здание. Указом № У-76 18 августа 2016 г духовником обители был назначен клирик Вознесенского кафедрального собора протоиерей Михаил Щерчков.18 ноября 2016 года, краном был поставлен купол на угловую башню монастырской стены. Благоустроенна территория в пределах новой монастырской ограды.

22 декабря того же года, епископ Дионисий совершил малое освящение и первую за 81 год (со времени закрытия Пятницкого храма в 1935 г.) Божественную Литургию в Казанском домовом храме на 2 этаже келейного корпуса Казанской обители.

С этого времени по Благословению Преосвященного Владыки Дионисия в обители начали совершаться полноценные богослужения. Весной 2017 года в домовом храме был установлен иконостас. По благословению Преосвященного Дионисия, епископа Касимовского и Сасовского  с 9 по 29 августа 2017г, НПЦ "Рязанской археологической экспедиций" под руководством археолога Василия Конова проводились раскопки на территории Касимовского Казанского женского монастыря,  рядом с келейным корпусом, на месте захоронения блаженного царевича Иакова Касимовского. В ходе раскопок было точно установлено местоположение часовни и могилы блаженного царевича Иакова Касимовского. Обнаружены следы фундамента часовни и фрагменты надгробной крышки могилы царевича Иакова Касимовского. Так же было установлено что в середине 1930-х было совершено перезахоронение гробницы блаженного царевича Иакова Касимовского. Современное местонахождение гробницы еще предстоит выяснить. Исследования Казанского Касимовского девичьего монастыря, города Касимова и сопредельных территорий будут продолжены НПЦ "Рязанской археологической экспедиций" совместно с Касимовской епархией и Касимовским историко-культурным музеем-заповедником.

На месте обнаруженной часовни, будет строиться новая, по первоначальному виду, XVII века. Идет поиск финансирование на создание проекта часовни,  где будут размещены обнаруженные в ходе раскопок плиты гробницы царевича. Шьется покров на гробницу с его изображением.

Из настоятельниц (игумений) Казанского монастыря известны:

    1.Иустина уп. в 1627г.

    2.Анисия уп. в 1653г.

    3.Мавра уп. в 1689г.

    4.Вера хир. 26 авг. 1691г.

    5.Сапфира уп. в 1716 и 38г.

    6.Елисавета уп. с 1738-41г.

    7.Евфимия уп. в 1741г.

    8.Евфросиния уп. с 19 дек. 1741-65г.

    9.Таисия уп. с 1765 по июль 1773г.

    10.Елисавета уп. с 22 июля 1773-79г.

    11.Надежда уп. с 15 сент. 1779-96г.

    12.Агния уп. с 1796-99г.

    13.Евпраксия уп. с 29 марта 1799-1816г.

    14.Серафима уп. с 1816-23г.

    15.Ангелина уп. с 1823-25г.

    16.Варвара уп. с 1825 по 13 дек. 1836г.

    17.Елпидифора уп. с 1837-39г.

    18.Олимпиада уп. с 1840 по февраль 1868г.

    19.Евпраксия сост с 1868 – 1906г.

    20.Рафаила с 1907-1918г.

    21.Анфия  с 1918-1929.(год закрытия Казанского храма, и расформирования религиозной общины при нем, которую предположительно возглавляла игумения Анфия, она хорошо относилась к монастырскому священнику Отцу Николаю Правдолюбову, назначенному в 1927 году.).

    При возрождении обители настоятелями были:

    22. иеродиакон Герман Фрольцов с 2013 по август 2015г.

    23. игумения Феодосия Дикарева с 19 августа 2015г по настоящее время.

  

Из священнослужителей, бывших при Казанском монастыре, известны:

1.Филарет уп. в 1642г.

2.Харалампий уп. в том же году

3.Иродион умер в 1691г.

4.Симеон Фомин р. в 1691 году  янв. 12.

5.Стефан Феофилактов ум. в 1734г.

6.Андрей уп. в 1722г.

7.Савва уп. в 1722г, увол. в 1740г.

8.Стефан Стефанов р. 7 февр. 1734г.

9.Симеон Симеонов            р. 31 мая 1740г.

10.Исидор Феодосиев умер. 6 марта 1791г.

11.Иоанн Гавриилов ум. 9 мая 1791г.

12.Иоанн Стефанов р. 31 окт.1749г.

13.Феодор Иоаннов уп. с 1765г. по 14 авг. 1779г.

14.Иоанн Исидоров уп. с 1782-1809г.

15.Иоанн Симеонов р. в 1783г.

16.Иоанн Димитриев уп. с 2 июн. 1791-1811г.

17.Иоанн Иоаннов уп. с 5 дек 1792г.  по 13 июл. 1813г.

18.Матфий Иоаннов Касимовский уп. с 15 авг 1811-30г.

19.Прот. Иоаким Феодоров Краснов уп. с 30 окт. 1813 по 1 ноября 1825г.

20.Михаил Иаковлев Миртов уп. с 21 окт. 1825-50г.

21.Иоанн Фомин Ижевский уп. с 1 янв. 1831г. по 23 июн. 44г.

22.Иоанн Лукин Соловьев уп. с 20 март. 1868г.

23.Гавриил Иоаннов Пустынский уп. с 1868-70г.

24.Иоанн Васильев Мирославлев уп. с 15 окт. 1870 по 29 авг. 85г.

25.Евдоким Иоаннович Смирнов с 25 янв. 1845-1892г. ум. в том же году.

26.Василий Васильевич Рубин сост. с 16 сент. 1885-1910г. (перемешен к Крестовоздвиженской церкви города Саратова.)

27.Николай Эвергетов с 1892- 11 сент 1903г. ум в том же году. (жена Екатерина  Эвергетова с детьми: Ниною, родившеюся 7 апреля 1893 года и Борисом. родившемся 8 октября 1895 года)

28. Георгий Грифцев с 1904-1917?

29. Иоанн Орфенов с 1910 - июнь 1922. ум в том же году.

30. Николай Правдолюбов с 1927-1935.

Диаконы (Псаломщики)

1.Мартын 1648

2.Стефан Свисловский 1796-1797  (диакон Пятницкой церкви)

3.Тимофей Виссонов с 1873-1900 ум. в том же году.

4.Ксенофонт Малиновкин (сверхштантный) 1873-1878 ум в том же году.

5.Михаил Веселовзоров  с 1900-1908(?)

6.Феоктист Катинский с 1908-1917 (?)

Духовенство

Протоиерей Иоанн Николаевич Бобиков, родился 01.02.1983

День Ангела 12 февраля

Хиротония диак. 07.07.2002, свящ. 25.08.2002

Образование: среднее, РПДС.

Клирик Казанского женского монастыря г.Касимова, тел. моб. 8-910-507-21-25 Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Поиск по сайту

Икона дня

Календарь

Архипастырь

vladyka

Карта благочиния

karta

Система Orphus