Касимовское городское благочиние

Тайны праздника Крещения

47nn3YRPcecПравославный мир 19 января отмечает великий праздник Богоявления, иначе называемый Крещением Господним. Рождество на греческом востоке стало праздноваться отдельно от Богоявления только в конце IV века. Богоявление называли даже «днем светов». В чем же состоит исключительная светоносность этого праздника?

В нем Церковь отмечает сразу два события — крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей в реке Иордан и явление Божественной Троицы, то есть Богоявление. С этого момента начинается выход Христа к людям.

Само слово «крещение», конечно, имеет смысл только в христианстве и могло возникнуть только после того, как Христос был распят на Кресте, что для любого жителя Римской империи считалось самой страшной и позорной казнью.

До этого события было другое слово — греческое «баптиси», означающее погружение в воду. Если иудеи для заключения Завета с Богом проходили обрезание на восьмой день после рождения, а язычник, принимая ветхозаветную религию, проходил обряд погружения в воду, символизирующий очищение его от прежней греховной жизни.

Иисус, как Бог, не нуждался ни в каком ритуальном погружении. Но вспомним, что на восьмой день после своего Рождества Он был обрезан, как и все иудейские мальчики.

Пройдя обряд обрезания, Иисус Христос становится полноправным членом иудейского народа, исполняя пророчества о рождении мессии в народе Израиля. Впоследствии обряд обрезания, означающий Ветхий Завет, заменяется на таинство крещения, означающее Новый Завет, ведь Христос пришел не только к иудеям, но и к язычникам.

 

Крещение заменило обрезание

Но для того, чтобы таинство крещения заменило собой обрезание, необходимо было действие самого Бога. Участвуя в ритуальном погружении, которое проводил Иоанн Предтеча, Иисус Христос освятил его своей божественной благодатью и основал как новое таинство. Таким образом, внешним крестителем («погружателем») здесь выступал Иоанн Предтеча, а реальным — сам Христос.

Когда же Иисус вышел из вод Иордана, «отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». В этом событии нам открываются все основные смыслы этого великого праздника.

Во-первых, здесь открывается вся Божественная Троица: Отец — как глас с небес, Сын — как богочеловек Иисус, Дух — как голубь, нисходящий на Иисуса. Именно поэтому этот праздник называется Богоявлением, в нем явлен весь Бог во всех своих Трех Лицах.

Во-вторых, в крещении соучаствуют все Лица Божественной Троицы, поэтому Христос заповедал: «Итак, идите, научите все народы мира, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа».

В-третьих, только поле слов самого Отца «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» Иоанн Предтеча смог полностью признать в Иисусе того Мессию, которого он проповедовал.

Богоявление завершает святочный цикл, так же, как накануне Рождества, идет строгий пост (Богоявленский сочельник). Ни в коем случае нельзя считать, что вся вода на всей Земле в ночь на Крещение становится «святой». Никакого «освящения» и «крещения» в любом водоеме нет и быть не может, если только его воду специально не освятил православный священник. А традиция купаться на Крещение в реках и прорубях — это не более чем веселая забава, отдаленно напоминающая собой это таинство.

Подготовила Марина ЛЕБЕДЕВА

Из группы новости Касимова в газете "Мещерская новь"

Поиск по сайту

Икона дня

Календарь

Архипастырь

vladyka

Карта благочиния

karta

Система Orphus