Касимовское городское благочиние

29 мая Cобор Срезневских святых

FilaretВ этот день Святая церковь отмечает Собор Срезневских святых, в который входят: Преподобномученик Филарет Срезневский, Преподобномученик Сергий Срезневский, иеромонах (Сорокин) и Преподобная Анна Срезневская, исповедница, схимонахиня Столярова.

Преподобномученик Филарет Срезневский

Преподобномученик Филарет (в миру Иван Трофимович Пряхин) родился 9 августа 1884 г. в с. Чулково Пронского уезда Рязанской губернии в благочестивой крестьянской семье.

С малых лет начал он постигать церковную грамоту, читая Псалтирь и другие Священные книги, вознося ум к высотам духовной Жизни. От детских забав Иоанн уклонялся, возлюбив подвиги поста и молитвы. Уже в отроческие годы он прекрасно знал Священное Писание и так что читал Псалтирь, что его часто приглашали односельчане в случае необходимости. Взрослея, он еще больше укреплялся в духовном делании. В 17 лет поступил в Пронскую Спасо-Преображенскую пустынь. Будучи еще послушником, отличался ревностным отношением к послушаниям и высоким благочестием. 21 апреля 1913 года он был пострижен в монашество с именем Филарет в честь святителя Филарета Милостивого. Нес многие послушания, но основным стало клиросное, к которому он относился с особенным благоговением 18 августа 1913 года его рукополагают в иеродиакона, а затем, 16 ноября 1914 года, в иеромонаха.

Особую любовь питал о. Филарет к образу Божией Матери «Споручница грешных», который чудесным образом был обретен монастырем в начале двадцатого столетия и почитался как чудотворный. По многу часов проводил о. Филарет в молитвенных бдениях возле Святого образа. По его просьбе пронский художник сделал список с этой иконы. Все время работы художника о. Филарет коленопреклоненно молился возле образа Божией Матери о сошествии благодати на икону. По благословению настоятеля монастыря, с этой иконой Божией Матери он стал ходить по окрестным деревням и селам. Святыня являла множество чудес. С закрытием Пронской обители в 1920 году, по Промыслу Божию, икона была принесена иеромонахом Филаретом в Казанский храм с. Срезнево Шиловского района. Очевидцы свидетельствовали, что когда он в первый раз вошел с иконой в все свечи на подсвечниках вспыхнули и загорелись лампады.

Более десяти лет, до первого ареста, о. Филарет окормлял свою паству в г. Срезнево. В этот период богоборчества и отступления от Церкви укреплял людей в вере, наставлял на путь истинный даже неисправимых грешков исцелял болящих, имел дар прозорливости. С принесением в Казанский храм с. Срезнево чудотворной иконы «Споручница грешных» 11 июня (н. ст.) стало днем ее празднования, на которое собиралось до восьми тысяч верую не только из Рязанщины, но и из других областей России. Празднование продолжалось до трех дней. Это были дни великой Милости Божией и Пречистой Его Матери, когда верующие являлись свидетелями многих чудесных исцелений по молитвам батюшки.

Епархиальным архиереем в то время был архиепископ Борис (Соколов), который после осуждения по делу о «Рязанской епархиальной канцелярии» был выслан за пределы Рязанской епархии и проживал в Подмосковье, на ст. Перловка. Высоко почитая благодатного иеромонаха Филарета, он вызвал его в 1926 году в Москву. Здесь архиепископом Тверским Серафимом (Александровым) о. Филарет был возведен в сан игумена. В Срезневе им был организован нелегальный монастырь, где порой находилось до 150 иноков и инокинь. Здесь же, несмотря на преследования, совершались монашеские постриги. К нему тянулись гонимые монахи, иноки и просто верующие, находя истинное христианское радушие и утешение. Село Срезнево стало известно среди православных далеко за пределами Рязанской губернии,

На праздник Святой Троицы 31 мая 1931 года о. Филарета арестовали. По одному с ним делу были арестованы еще 38 монашествующих и мирян. Батюшку обвинили по ст. 58 п. 10-11 в контрреволюционной деятельности, создании монархической группировки «Истинных христиан», организации нелегального монастыря и приговорили к пяти годам ИТЛ.

Игумен Филарет для отбывания срока был выслан в концлагерь на строительство Беломоро-Балтийского канала. Непосильные для голодных, полураздетых людей нормы сильно их истощали физически, но духовно батюшка остался несгибаемым. По возвращении из лагерей в 1936 году на короткое время он снова приехал в с. Срезнево, несмотря на предупреждение властей о нежельности его пребывания в Рязанской губернии.

Опасаясь ареста, по благословению священномученика архиепископа Рязанского и Шацкого Иувеналия (Масловского) о. Филарет переехал в г. Тверь. Там он поселился у знакомых и постоянно участвовал в Богослужениях в храме в честь иконы Божией Матери «Неопалимая купина». Своего прихода не имел, так как власти отказывали ему в регистрации в качестве священника. Здесь он тесно поддерживал отношения сначала с архиепископом Фаддеем (Успенским), а затем и с епископом Палладием (Шерстянниковым), а многими другими священнослужителями. К нему приезжали люди из мест страны, в том числе и Рязанщины, за духовным окормлением. Сам он неоднократно выезжал к своему духовнику - епископу Антонию в Киев.

Все это не осталось незамеченным властями. 28 августа 1939 года, на праздник Успения, его вновь арестовывают и предъявляют обвинение по той же 51 1статье п. 10-11: участие в антисоветской группировке во главе с Владыкой Палладием. Обвинения игумен Филарет не признал. Все повторилось, как и в первый раз. Семь месяцев длилось следствие. За это время он 24 раза был допрошен. Игумена Филарета сослали на три года в Сиблаг(г. Мариинск Новосибирской области), лагерь особого режима, писать откуда позволялось только раз в полгода. При жестокости, грубости, голоде, крайней степени истощения и каторжном труде редко кто выживал в лагере. Отец Филарет скончался 7 марта 1942 года в Великий пост, в день, когда выносится крест для поклонения и начинается Крестопоклонная неделя. В этот же день Великого поста в 2000 году замироточил его образ, написанный почитателями для келейного поклонения. А 31 мая 2000 года, в день, когда ровно 70 лет назад начался его крестный путь в храме с. Срезнево, вновь началось обильное мироточение и благоухание иконы, которое продолжалось более двух недель, а благоухание сохраняется и в настоящее время.

И по отшествии батюшки в мир Горний, помощь его постоянно ощущается людьми, которые в молитвах обращаются к нему, чему имеется множество свидетельств. Время и место принятия о. Филаретом схимы с именем Серафим точно неизвестно, но существует предание его духовных чад и родственников, подтверждаемое наместником Рязанского Иоанно-Богословского монастыря священноархимандритом Авелем (Македоновым), что это произошло в заключении, во время второй ссылки. Таким образом, «терновый венец» о. Филарета привел его к высшей степени монашества, а данное ему имя Серафим точно выразило его пламенную веру в Господа нашего Иисуса Христа, ради Которого он всю жизнь неустанно трудился и за Которого мученически пострадал.

Заседанием Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 марта 2002 года игумен Филарет (Пряхин) прославлен как преподобномученик.

тропарь, глас 5-й
Учителю благочестия/, истиныя веры Христовы ревнителю/, номучениче Филарете/, Пронския и Срезневския земли украшение/ стяжал еси в сердце твоем Духа Святаго благодать/ Христа мужественно исповедал еси/, к новомучеником Российским быв причтен,/ славу на небесех наследовал еси/. Молися прилежно Владыки Христу/Да сохранит Отечество наше в мире и благоденствии,/ и спасет души наша.

Основание:

I Архив УФСБ по Рязанской области. Архивно-следственное дело № 10913.

2. Архив УФСБ по Тверской область. Архивно-следственное дело №


Литература:

Были верны до смерти... : Книга памяти новомучеников и исповедников Рязанских/ Историко-архивный отдел Рязанской епархии, - Рязань. -2002 Т. 1 / Гл. ред. митр, Симон (Новиков). - 418 с,: портр, фото, факс 3000 экз.

C сайта Касимовской епархии

 

SergiyПреподобномученик Сергий Срезневский, иеромонах (Сорокин)

Преподобномученик Сергий (в миру Николай Иванович Сорокин) родился в городе Скопине Рязанской губернии 8 мая 1900 года в семье жестянщика, рядового запаса Ивана Алексеевича Сорокина и его жены Параскевы Петровны. Таинство Крещения было совершено в Сретенской церкви г. Скопина. С раннего возраста Николаю и его трем сестрам благочестивые и богобоязненные родители привили большую любовь к вере и храмам Божиим. Воскресные и праздничные дни Николай проводил в усердных молитвах, неукоснительно посещая вместе с родителями все Богослужения. От родителей не скрылась его тяга к молитвенному делу, его духовный настрой. В миру в это время господствовало вольнодумство, попирались христианские идеалы, страна стремительно катилась в пропасть безбожия. Но уже ничто не могло остановить Николая в стремлении посвятить всю свою жизнь Богу. Он выбирает самый трудный и тернистый путь духовного служения - монашество.

По благословению родителей в 1918 году он поступил в Спасо-Преображенскуюю Пронскую пустынь. Настоятель монастыря игумен Аполлоний (Загатин) сразу заметил у молодого послушника большую любовь к монашескому деланию. Но не суждено было пока стать иноком Николаю. Через шесть месяцев монастырь был закрыт, Николай вернулся домой, откуда его призвали в ряды Красной Армии. И три с половиной года он нес солдатскую службу, ни на минуту не забывая того главного, к чему стремилось его сердце. После окончания военной службы у него не было сомнений, чему посвятить жизнь. Николай выбирает монастырь - Новый Афон. Там он принял монашеский постриг в честь преподобного Сергия Радонежского. Шесть лет нес послушание в этом монастыре монах Сергий. Посредством строгой подвижнической жизни он старался развивать в себе полное монашеское нестяжание, подлинное смирение, детскую кротость. Всем этим он щедро потом делился с людьми, искавшими его духовного окормления. Но и этот монастырь был закрыт.

В 1928 году вернулся он в Рязанскую губернию и был рукоположен в иеромонахи священномучеником Иувеналием (Масловским), архиепископом Рязанским и Шацким.

Иеромонах Сергий был направлен нести пастырское послушание в Троицкий храм села Заполье Спасского уезда. Прибыл он туда на место репрессированного протоиерея Василия Мрежина, благочинного этого уезда. Благословляя молодого пастыря, архиепископ Иувеналий рекомендовал ему по всем вопросам обращаться за советом к игумену Филарету (Пряхину), который нес подвиг старчества в соседнем приходе с. Срезнево, являясь настоятелем Казанского храма, и пользовался непререкаемым авторитетом среди верующих. Отец Сергий знал его еще по Пронскому монастырю и был несказанно рад, что Господь послал ему вновь такого наставника.

Иеромонаха Сергия полюбили прихожане за искренность и сердечную чистоту, за стремление помочь каждому нуждающемуся. Свободное же время он проводил в с. Срезнево у о. Филарета. В то время там образовался нелегальный монастырь, где находили приют гонимые монахи и монахини. Это был островок Православия в безбрежном море навязываемого атеизма. Ежедневные службы по монастырскому чину, незабываемые проповеди, все это привлекало православный люд. На все притеснения со стороны властей о. Сергий только более усиливал моления, повышал торжественность Богослужения, устраивал крестные ходы по своему селу. Все это не осталось незамеченным со стороны властей. В июне 1931 года арестовали игумена Филарета, а затем по делу «филаретовцев» арестовали еще 38 человек, в том числе и монаха Сергия. Свою причастность к контрреволюционной деятельность не признавал, считая это надуманным предлогом для искоренения Православия в России, и все же его приговорили по ст. 58 п. 10-11 к трем годам исправительно-трудовых лагерей.

Наказание он отбывал в северном концлагере на Медвежьей горе. Непосильные для голодных, изможденных, полураздетых людей нормы, работа в любую погоду приводили к многочисленным смертям и хроническим заболеваниям. Мужественно неся свой крест, о. Сергий непрестанно возносил молитвы ко Господу, памятуя о том, что крест всегда дается по силам.

В конце 1934 года он вернулся из ссылки в Рязань. Владыка Иувеналий благословил его на службу в с. Срезнево, прозревая достойного преемника игумену Филарету. Понимая всю ответственность этого назначения, о. Сергий с великим радением принялся за пастырское служение в Казанском храме. Со всей округи стал стекаться к нему народ, видя в нем истинного духовного наставника.

Вновь возобновились торжественные Богослужения, крестные ходы по близлежащим селам. В своем приходе он регулярно посещал каждую семью утешал болящих, врачевал духовные раны, наставлял на путь истинный заблудших. Все это он делал ненавязчиво, с искренним желанием помочь каждому истинной христианской любовью. Вновь при храме поселились монахини.

С особой яростью гонения обрушились на Православную Россию в 1937 году. 22 ноября вновь арестовали иеромонаха Сергия. При аресте у него изъяли все, что было: четыре фотографии (святителя Феофана, Затворника Вышенского; святителя Тихона (Белавина), Патриарха Московского и всея Руси; архиепископа Рязанского и Шацкого Иувеналия (Масловского) и игумена Филарета (Пряхина)). На вопрос следователя: «Что это за люди?» о. Сергий ответил: «Это мои духовные наставники». Характерна дарственная надпись на одной из фотографий, подаренных о. Сергию архиепископом Иувеналием: «На молитвенную память боголюбивому иеромонаху Сергию».

Ему опять предъявили обвинение в контрреволюционной деятельности, критике политики партии, правительства и Советской Конституции. Только следствие было кратким, и уже 6 декабря вынесен приговор: расстрел. Через семнадцать дней, 23 декабря, приговор был приведен в исполнение.

Заседанием Священного Синода Русской Православной Церкви 12 марта 2002 года иеромонах Сергий (Сорокин) прославлен как преподобномученик.

Тропарь, глас 5

Верный сын духовный/ священномученика Филарета/ егоже яко отца своего возлюбил еси,/ видя в нем соль земли крепкую,/ древо Божественнаго знания/ сосуд мудрости небесныя./ Имже наученный/ претворил еси бдение в радование,/ всенощное стояние в приятное наслаждение,/ воздержание в веселие./ Молитву, кротость и незлобие стяжал еси/ сими добродетельми украшенный/ священную одежду омочив в крови,/ славу ныне на небесех наследовал еси/ священномучениче Сергие,/ купно со священномучеником Филаретом/ молитеся прилежно о всех нас,/ совершающих всечестную память вашу.

Основание:

1. Архив УФСБ РФ по Рязанской области, архивно-следственное дело № 10913, архивно-следственное дело № 11071.

2. Архив Управления ЗАГС администрации Рязанской области. Скопинская опись, книга 65.

Литература:

Были верны до смерти... : Книга памяти новомучеников и исповедников Рязанских/ Историко-архивный отдел Рязанской епархии, - Рязань. -2002 Т. 1 / Гл. ред. митр, Симон (Новиков). - 418 с,: портр, фото, факс 3000 экз

C сайта Касимовской епархии

 

AnnaПреподобная Анна Срезневская, исповедница, схимонахиня Столярова

Схимонахиня Анна, (в миру Анисия Столярова), родилась в 1895г. в с.Заполье Спасского уезда в семье благочестивых крестьян и при крещении в Троицком храме села наречена была в честь мученицы именем Анисия.

Семья была достаточно зажиточной, занималась сельским хозяйством и никогда не забывала Господа, посещая все воскресные и праздничные Богослужения. Среди детей, коих в семье было четверо, Анисия выделялась наибольшим благочестием и любовью к храмам Божиим. Все свободное время она проводила там, наблюдая за разучиванием духовных песнопений, помогая в уборке храма, выпечке просфор. Господь наградил ее чудесным голосом и уже с раннего возраста она пела на клиросе, читала псалмы. Никакие детские игры и забавы не могли заслонить Того , отчего ликовала ее душа. Никаких сомнений не было, чему посвятить свою жизнь.

В семнадцать лет по благословению родителей она поступает в Ольховский монастырь, что располагался возле села Гавриловское, Шиловского района. В монастыре она несла многие послушания, но главным для нее стало клиросное. Там же она была пострижена в инокини с именем Агния, в честь мученицы Христовой. Господь как бы готовил ее к несению по жизни мученического венца. Уже в монастыре были дарованы ей такие христианские добродетели, как необыкновенная любовь к людям, кротость и смирение. В 1920 году монастырь был закрыт и матушка Агния возвращается в родное село. Но не в отчий дом, а в храм и селится в сторожке, продолжая монашеский подвиг в миру.

В это же время, в соседнее село Срезнево в храм Казанской Божией Матери, святым старцем игуменом Филаретом Пронским была принесена чудотворная икона Божией Матери «Споручница грешных». Сам игумен Филарет остался возле образа. В те годы он пользовался в Рязанской губернии непререкаемым авторитетом среди православных.

Матушка Агния стала его духовной дочерью и под его водительством продолжала восхождение по лестнице добродетелей. То страшное десятилетие, которое Господь отпустил Филарету для окормления православных в самое переломное для России время, не прошло для матушки бесследно, и она стала настоящим воином Христовым.

В 1928 г. арестовывают настоятеля храма О.Василия (Мрежина). В защиту о. Василия матушка подняла всех жителей села. Боролась за веру православную всеми силами, как только могла. Настоятелем был назначен иеромонах Сергий (Сорокин), ныне причисленный к лику святых новомучеников российских. В дальнейшем Господь свяжет неразрывными нитями жизнь во Христе иеромонаха Сергия и монахини Агнии. В 1931 г., на Троицу, арестовывают о. Филарета, через несколько дней матушку, а еще через некоторое время и о. Сергия. Всех их зачисляют в контрреволюционную группировку «Филаретовцев» и приговаривают к различным срокам ИТЛ. Матушка Агния получает три года конц. лагерей. Обвинений в свой адрес она не признает.

В 1934 г., отбыв наказание, матушка возвращается на родину. Но храм в селе закрыт, и она идет в с. Срезнево, где становится псаломщицей в храме Казанской Божией Матери, хранительницей Чудотворного образа Божией Матери «Споручница грешных». Здесь живет она в сторожке, в храме продолжает нести монашеский подвиг.

Уже через несколько дней, вернувшегося из лагерей иеромонаха о.Сергия владыко Иувеналий (Масловский) назначает настоятелем храма в с. Срезнево. Так промыслом Божиим опять встретились о.Сергий и наша матушка. В те времена, когда храмы везде закрывались, в с.Срезнево Богослужения становились все торжественнее, постоянно проводились крестные ходы, незабываемые были духовные песнопения. Матушку Агнию знали монашествующие всей рязанской губернии. В с. Срезнево собирались и юродивые, и блаженные. Это не осталось не замеченным властями. В ночь с 21 на 22 ноября 1937г. арестовали иеромонаха о.Сергия, а днем забрали и матушку Агнию. Предъявили ей обвинение по п. 10-11 ст.58 в антисоветской агитации и приговорили к десяти годам конц. лагерей. Много натерпелась матушка в лагерях и пересылках. Отбывала она срок и в Казахстане, и на Камчатке, и дальнем Востоке, и в Сибири. Божия благодать, почившая на ней, не раз отрезвляла звероподобных уголовников и надзирателей.

Ее смирение и кротость обезоруживала порочных людей, пробуждала в них зачатки христианкой совести. Долгие годы каторжного труда не сломили матушку духовно, но здоровье ее было подорвано. Однажды она смертельно заболела, и ей прислали из соседнего барака священника для исповеди. Он ей прозорливо и предсказал, что она еще послужит Царице Небесной, а умирать будет на руках у девицы Марии.

У матушки чудом сохранился бумажный образок вмц. Варвары, к которому она и возносила свои молитвы. Но, видно, Господу было угодно и далее испытывать ее. Начальник лагеря, зная ее ангельский характер, решил оставить матушку ухаживать за своими детьми. Целых три года она трудилась, добросовестно воспитывая детей, а по ночам молилась. Однажды до ее плеча кто-то коснулся, она обернулась и увидела в неземном сиянии вмц. Варвару, которая ее успокоила, что скоро она будет в с.Срезнево у чудотворного образа. Так все и произошло. Начальника лагеря арестовали, а матушку Агнию отправили домой. К этому времени матушка пришла в полное христианское совершенство. Господь наградил ее даром духовной прозорливости, исцелений, рассудительности.

В 1950г. вернулась она в с.Срезнево. Вновь поселилась в сторожке, стала псаломщицей и пела на клиросе. После войны возле Срезневского храма поселилось много монахинь, и матушка Агния стала как бы настоятельницей маленького монастыря, игуменьей. Она установила среди них монастырский устав. Ходили крестным ходом вокруг храма, читая Богородичное правило. Ночами коленопреклоненно молились. Во всем была строгость и в то же время истинная христианская любовь.

Особую любовь она питала к детям, которые приходили в храм помолиться. Шила для них одежду, даже для их кукол. В окрестных селах матушку почитали за святую. Она и была ангелом во плоти. Господь открыл ей духовные очи. Монахини неоднократно видели, как она разговаривала с Божией Матерью. Матушка не раз рассказывала им, сколько ангелов молится по ночам возле чудотворного образа. Встретила она и девицу Марию (ныне схимонахиню м.Мариамну, хранительница чудотворного образа), встретила ее так, как будто знала ее всю жизнь и ждала этой встречи. Восемь лет прожила матушка после освобождения из заключения. Эти годы не были просты. Власти ни на миг не забывали об «антисоветском элементе» делая все, чтобы как только можно сильнее поранить ее душу. Все обиды смиренно сносила матушка. Много монахини трудились, сами белили и ремонтировали храм, стегали одеяла и вышивали ризы. Но главное - не прерывался тот молитвенный ручеек, который оживотворял мир. Заболела матушка Агния внезапно. За три месяца она угасла. У нее был рак пищевода. Умирала она тяжело, голодной смертью. В это же время она и приняла схиму с именем Анна. Умирала на руках у Марии. И когда казалось, что она умерла, вдруг матушка приподнялась и широко раскрытыми глазами устремилась ввысь, тихо улыбаясь, прошептала: «Я вижу...!». Уже после смерти матушка неоднократно утешала возле своей могилки плачущую Марию, и также мгновенно исчезала. Умерла схимонахиня Анна 23 декабря 1958г.

Теперь уместно и пояснить то духовное родство во Христе матушки и иеромонаха о.Сергия. Вместе они служили в с.Заполье, обоих арестовали в 1931г., обоих посадили на три года, в один год они вернулись из лагерей, вновь встретились в храме с.Срезнево, вновь служили три года и 22 ноября их вместе арестовывают. В один день(6 декабря) им вынесли приговор: о.Сергию - расстрел, матушке - 10 лет. О.Сергия расстреляли 23 декабря, и вот через 21 год схимонахиня почила тоже 23 декабря. Хоронили ее при стечении множества народа. Отпевал матушку схиархимандрит Серафим из храма с.Сушки. В те дни р.Ока еще не встала и из города Спасска церковный хор никак не мог перебраться, так как по реке шли льдины. И вот по их рассказу, сам Николай Чудотворец на льдине переправил хор на другой берег. Минули многие годы, но как и прежде возле ее могилки молятся прихожане, просят ее помочь. И она помогает. Помолись и за нас матушка, молитвенница наша усердная!

ryazeparh.ru

Поиск по сайту

Икона дня

Календарь

Архипастырь

vladyka

Карта благочиния

karta

Система Orphus